?

Log in

No account? Create an account
Записи Друзья Календарь Личное дело Предыдущая Предыдущая Следущая Следущая
Карл Густав Юнг: Демонов привлекают массы - И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
Хроники Рагнарёка
varjag_2007
varjag_2007
Карл Густав Юнг: Демонов привлекают массы
Карл Густав Юнг: Демонов привлекают массы

«Обретут ли души мир?» – так называлась статья, в которой Юнг размышлял о причинах массового психоза немецкой нации в 30-40-е гг., о демонах, которые только того и ждут, чтобы выползти на поверхность нашей психики, и о том, что после Германии зло будет искать другие внушаемые народы для своего воплощения.

Журналист «Die Weltwoche»: Не считаете ли вы, что окончание войны вызовет громадные перемены в душе европейцев, особенно немцев, которые теперь словно пробуждаются от долгого и ужасного сна?

Карл Густав Юнг:  Да, конечно. Что касается немцев, то перед нами встает психическая проблема, важность которой пока трудно представить, но очертания ее можно различить на примере больных, которых я лечу. Для психолога ясно одно, а именно то, что он не должен следовать широко распространенному сентиментальному разделению на нацистов и противников режима. У меня лечатся два больных, явные антинацисты, и тем не менее их сны показывают, что за всей их благопристойностью до сих пор жива резко выраженная нацистская психология со всем ее насилием и жестокостью. Когда швейцарский журналист спросил фельдмаршала фон Кюхлера (Георг фон Кюхлер (1881-1967) руководил вторжением в Западную Польшу в сентябре 1939 г.; он был осужден и приговорен к тюремному заключению как военный преступник Нюрнбергским трибуналом) о зверствах немцев в Польше, тот негодующе воскликнул: «Извините, это не вермахт, это партия!» — прекрасный пример того, что деление на порядочных и непорядочных немцев крайне наивно. Все они, сознательно или бессознательно, активно или пассивно, причастны к ужасам; они ничего не знали о том, что происходило, и в то же время знали.

Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину. Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным. Мне ничего не остается, как предложить им анкеты с недвусмысленными вопросами типа: «Что вы думаете о Бухенвальде?». Только когда пациент понимает и признает свою вину, можно применить индивидуальное лечение.

Но как оказалось возможным, чтобы немцы, весь народ, попали в эту безнадежную психическую ситуацию? Могло ли случиться подобное с какой-либо другой нацией?

[Spoiler (click to open)]

К. Г. Юнг: Позвольте сделать здесь небольшое отступление и наметить в общих чертах мою теорию относительно общего психологического прошлого, предшествовавшего национал-социалистической войне. Возьмем за отправную точку небольшой пример из моей практики. Однажды ко мне пришла женщина и разразилась неистовыми обвинениями в адрес мужа: он сущий дьявол, он мучит и преследует ее, и так далее и тому подобное. В действительности этот человек оказался вполне добропорядочным гражданином, невиновным в каких-либо демонических умыслах. Откуда к этой женщине пришла ее безумная идея? Да просто в ее собственной душе живет тот дьявол, которого она проецирует вовне, перенося свои собственные желания и неистовства на своего мужа. Я разъяснил ей все это, и она согласилась, уподобившись раскаявшейся овечке. Казалось, все в порядке. Тем не менее именно это и обеспокоило меня, потому что я не знаю, куда пропал дьявол, ранее соединявшийся с образом мужа. Совершенно то же самое, но в больших масштабах произошло в истории Европы. Для примитивного человека мир полон демонов и таинственных сил, которых он боится; для него вся природа одушевлена этими силами, которые на самом деле не что иное, как его собственные внутренние силы, спроецированные во внешний мир. Христианство и современная наука дедемонизировали природу, что означает, что европейцы последовательно вбирают демонические силы из мира в самих себя, постоянно загружая ими свое бессознательное. В самом человеке эти демонические силы восстают против кажущейся духовной несвободы христианства. Демоны прорываются в искусство барокко: позвоночники изгибаются, обнаруживаются копыта сатира. Человек постепенно превращается в уробороса, уничтожающего самого себя, в образ, с древних времен являвшийся символом человека, одержимого демоном. Первым законченным примером этого типа является Наполеон.

Немцы проявляют особенную слабость перед лицом этих демонов вследствие своей невероятной внушаемости. Это обнаруживается в их любви к подчинению, в их безвольной покорности приказам, которые являются только иной формой внушения. Это соответствует общей психической неполноценности немцев, следствием их неопределенного положения между Востоком и Западом. Они единственные на Западе, кто при общем исходе из восточного чрева наций оставались дольше всех со своей матерью. В конце концов они отошли, но прибыли слишком поздно, тогда как мужик (the mujik) не порывался освободиться вообще. Поэтому немцев глубоко терзает комплекс неполноценности, который они пытаются компенсировать манией величия: «Am deutschen Wesen soil die Welt genesen» («Немецкий дух спасет мир» — это нацистский лозунг, заимствованный из поэмы Эмануэля Гейбеля (1815-1884) «Признание Германии»; строки из Гейбеля стали известны с тех пор, как их процитировал Вильгельм II в своей речи в Мюнстере в 1907 году), — хотя они не чувствуют себя слишком удобно в собственной шкуре! Это типично юношеская психология, которая проявляется не только в чрезвычайном распространении гомосексуальности, но и в отсутствии образа anima в немецкой литературе (великое исключение составляет Гете). Это обнаруживается также в немецкой сентиментальности и «Gemiitlichkeit» («Уют, приятность»), которые в действительности суть ничто иное, как жестокосердие, бесчувственность и бездушие. Все обвинения в бездушии и бестиальности, с которыми немецкая пропаганда нападала на русских, относятся к самим немцам; речи Геббельса не что иное, как немецкая психология, спроецированная на врага. Незрелость личности ужасающим образом проявилась в бесхарактерности немецкого генерального штаба, мягкотелостью напоминающего моллюска в раковине.

Германия всегда была страной психических катастроф: Реформация, крестьянские и религиозные войны. При национал-социализме давление демонов настолько возросло, что человеческие существа, подпав под их власть, превратились в сомнамбулических сверхчеловеков, первым среди которых был Гитлер, заразивший этим всех остальных. Все нацистские лидеры одержимы в буквальном смысле слова, и, несомненно, не случайно, что их министр пропаганды был отмечен меткой демонизированного человека — хромотой. Десять процентов немецкого населения сегодня безнадежные психопаты.

Вы говорите о психической неполноценности и демонической внушаемости немцев, но как вы думаете, относится ли это также к нам, швейцарцам, германцам по происхождению?

К. Г. Юнг: Мы ограждены от этой внушаемости своей малочисленностью. Если бы население Швейцарии составляло восемьдесят миллионов, то с нами могло бы произойти то же самое, поскольку демонов привлекают по преимуществу массы. В коллективе человек утрачивает корни, и тогда демоны могут завладеть им. Поэтому на практике нацисты занимались только формированием огромных масс и никогда — формированием личности. И также поэтому лица демонизированных людей сегодня безжизненные, застывшие, пустые. Нас, швейцарцев, ограждают от этих опасностей наш федерализм и наш индивидуализм. У нас невозможна такая массовая аккумуляция, как в Германии, и, возможно, в подобной обособленности заключается способ лечения, благодаря которому удалось бы обуздать демонов.

Но чем может обернуться лечение, если его провести бомбами и пулеметами? Не должно ли военное подчинение демонизированной нации только усилить чувство неполноценности и усугубить болезнь?

К. Г. Юнг: Сегодня немцы подобны пьяному человеку, который пробуждается наутро с похмелья. Они не знают, что они делали, и не хотят знать. Существует лишь одно чувство безграничного несчастья. Они предпримут судорожные усилия оправдаться перед лицом обвинений и ненависти окружающего мира, но это будет неверный путь. Искупление, как я уже указывал, лежит только в полном признании своей вины. «Меа culpa, mea maxima culpa!» («Моя вина, моя величайшая вина» (лат.)).

В искреннем раскаянии обретают божественное милосердие. Это не только религиозная, но и психологическая истина. Американский курс лечения, заключающийся в том, чтобы провести гражданское население через концентрационные лагеря, чтобы показать все ужасы, совершенные там, является поэтому совершенно правильным. Однако невозможно достичь цели только моральным поучением, раскаяние должно родиться внутри самих немцев. Возможно, что катастрофа выявит позитивные силы, что из этой погруженности в себя возродятся пророки, столь характерные для этих странных людей, как и демоны. Кто пал так низко, имеет глубину. По всей вероятности, католическая церковь соберет богатый улов душ, поскольку протестантская церковь переживает сегодня раскол. Есть известия, что всеобщее несчастье пробудило религиозную жизнь в Германии; целые общины преклоняют по вечерам колени, умоляя Господа спасти от антихриста.

original_v-kabinete_-karl-gustav-yung-min__econet_ru

Тогда можно надеяться, что демоны будут изгнаны и новый, лучший мир поднимется на руинах?

К. Г. Юнг: Нет, от демонов пока не избавиться. Это трудная задача, решение которой в отдаленном будущем. Теперь, когда ангел истории покинул немцев, демоны будут искать новую жертву. И это будет нетрудно. Всякий человек, который утрачивает свою тень, всякая нация, которая уверует в свою непогрешимость, станет добычей. Мы испытываем любовь к преступнику и проявляем к нему жгучий интерес, потому что дьявол заставляет забыть нас о бревне в своем глазу, когда мы замечаем соринку в глазу брата, и это способ провести нас. Немцы обретут себя, когда примут и признают свою вину, но другие станут жертвой одержимости, если в своем отвращении к немецкой вине забудут о собственных несовершенствах. Мы не должны забывать, что роковая склонность немцев к коллективности в не меньшей мере присуща и другим победоносным нациям, так что они также неожиданно могут стать жертвой демонических сил. «Всеобщая внушаемость» играет огромную роль в сегодняшней Америке, и насколько русские уже зачарованы демоном власти, легко увидеть из последних событии, которые должны несколько умерить наше мирное ликование. Наиболее разумны в этом отношении англичане: индивидуализм избавляет их от влечения к лозунгам, и швейцарцы разделяют их изумление перед коллективным безумием.

Тогда мы должны с беспокойством ожидать, как проявят себя демоны в дальнейшем?

К. Г. Юнг: Я уже говорил, что спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности. Это не так безнадежно, как может показаться. Власть демонов огромна, и наиболее современные средства массового внушения — пресса, радио, кино etc. — к их услугам. Тем не менее христианству было по силам отстоять свои позиции перед лицом непреодолимого противника, и не пропагандой и массовым обращением — это произошло позднее и оказалось не столь существенным, — а через убеждение от человека к человеку. И это путь, которым мы также должны пойти, если хотим обуздать демонов.

Трудно позавидовать вашей задаче написать об этих существах. Я надеюсь, что вам удастся изложить мои взгляды так, что люди не найдут их слишком странными. К несчастью, это моя судьба, что люди, особенно те, которые одержимы, считают меня сумасшедшим, потому что я верю в демонов. Но это их дело так думать; я знаю, что демоны существуют. От них не убудет, это так же верно, как то, что существует Бухенвальд.

Теги: , , ,

11 комментарии или Оставить комментарий
promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
Comments
kodt_rsdn From: kodt_rsdn Date: April 20th, 2016 08:44 am (UTC) (Link)
Заголовок двусмысленный, что в нём подлежащее, а что дополнение?
То ли демоны летят к толпе, то ли толпа зовёт демонов...
shiveluch From: shiveluch Date: April 20th, 2016 11:47 am (UTC) (Link)
Юнга они зовут ))) он болен был больше, чем его пациенты.
vuntean From: vuntean Date: April 20th, 2016 09:44 am (UTC) (Link)
Для полного понимания интервью следует добавить, что оно было дано в мае 1945 года.
sumy_grad From: sumy_grad Date: April 20th, 2016 09:52 am (UTC) (Link)
Очень интересное интервью! Есть о чём подумать, против чего возразить...
tosia_kislicyna From: tosia_kislicyna Date: April 20th, 2016 10:02 am (UTC) (Link)
Потрясающее интервью. Но украинцы свидомые его никогда не прочитают. Хотя бы потому, что многа букаф. И они же не виноватые, что русские стали демонами, и украинцам пришлось отбиваться. Русский бабай - это ужас. Праведная ненависть украинцев (бандерообразных) - никакое не массовое безумие, это только ненависть к врагу. Брату? Не-не-не, врагу. Интервью Юнга показывает коллективный психоз по отношению к никогда их не трогавшей чужой стране. Кто же напишет о русских, переодетых в нерусских, которые демонизировали тех, кто не переоделся. Имею в виду, напишет в прошедшем времени, когда факт коллективной вины за содеянные преступления на Донбассе и в тылу будет признан.
Ласка Збабелец From: Ласка Збабелец Date: April 20th, 2016 01:26 pm (UTC) (Link)
В ближайшее время коллективная вина за содеянное на Майдане, в Одессе, на Донбассе не будет признана.
Мой хороший знакомый, достаточно успешный офицер ВС СССР, ушедший из армии, когда она превратилась в укроармию (до укровермахта было ещё далеко), закончивший училище в 23 и ставший майором в 29. После Майдана (но до Одессы) возмущался тем, что "в России нас называют бандеровцами! Вот я бандеровец?" И очень удивился, когда я сказала:" Да, бандеровец, ты НИ РАЗУ, даже в своём кругу, не сказал, что Бандера над входом в КМДА скотство и что "Москаляку на гилляку" тоже скотство, поэтому ты разделяешь эти взгляды, но не показываешь их публично."
Понятно, что мне было сказано, что я всё слишком обостряю. Пришлось напомнить, что в далёком 1996, приехав в Киев из "европейской" Латвии, я предупреждала, что атмосфера в городе ненормальная и что закончится это всё очень плохо. Меня подняли на смех. Тогда.
Может сейчас следует не обвинять меня в очернительстве, а подумать, есть ли основание под моим "очернительством"?
После Одессы не общаюсь, у меня был шок, у них сожаление.
Но, думаю, время на осмысление уйдёт много, мамины коллеги позволявшие себе красочно высказываться об "оккупантах" (зная при этом лат.яз хуже мамы, но имея национальность в паспорте "латыш"), просили у неё прощение за "эмоциональные высказывания" спустя 10-15 лет после этих эмоций.
Нам предстоит это же. Возможно, в других временных рамках.
tosia_kislicyna From: tosia_kislicyna Date: April 20th, 2016 03:29 pm (UTC) (Link)
Господи, читаю - и узнаю каждое слово, каждую мысль. Да, наши "мирные обыватели"- майдановцы тоже могут поперхнуться: какая ж я бандеровка? Но ты же поддержала майдан, ты же кричала у телевизора - еще! еще! А майдан творили бандеровцы. Т.е. они все-таки не хотят пачкаться о бандеровцев. Генная память срабатывает, о свой бытовой фашизм считают нормой в среде таких же как они. Да, пару лет назад мы тоже были шокированы факельными шествиями в Киеве, а наши земляки НИКОГДА не слышали оттуда "Москаляку - на гилляку!". "Ну кто тебе здесь угрожает, не говори глупостей!" Поэтому они в ответе и за Одессу, и за Донбасс в равной степени с автоматчиками в масках. В РАВНОЙ.
 Станислав Рост From: Станислав Рост Date: April 20th, 2016 11:21 am (UTC) (Link)
Фашизм и антифашизм : все дело в существе эмоционального заряда, если он есть шаг от одного полиса до другого мгновенный.
rediski From: rediski Date: April 20th, 2016 11:31 am (UTC) (Link)
Любят же немцы всякую мистику. Всё проще по моему.

В каждом человеке сидит зверь. Обычно он на цепях. Цепей много - от уголовного кодекса до общественного порицания. Убери цепи. По одной. Расскажи что тебя за погром не посадят, что у "беркута" отобрали оружие. И вообще пограбить - это хорошая идея - и... Ну все знают что будет.

Национальность или раса имеют значение? По моему нет. Убеждения имеют значения? Ну религиозные они, нацистские или вообще феминистские? Я считаю что не играют никакой роли. Монахи-католики с тем же упоением сжигают людей а исламистские праведники режут головы как и фашисты. Фанаты ЗОЖ могут устроить резню ничуть не менее качественную чем сатанисты.
shiveluch From: shiveluch Date: April 20th, 2016 11:50 am (UTC) (Link)
толпа "единомышленников" и есть магнит для всякой гадости. В этом КГЮ не нов.
А вот "вину" натягивать- в этом он и его последователи шибко перебрали.
rediski From: rediski Date: April 20th, 2016 12:01 pm (UTC) (Link)
Ну как.. Если один человек пошел устраивать погром - его поймают и будут бить. Так что "цепь" на которой сидит зверь остается. Толпа конечно же необходима. Тут не поспорить. Но толпа может быть из кого угодно.

Вот при всех прочих условиях (можно, фас) сколько добропорядочных европейцев воспитанных в католической вере, граждан РФ воспитанных вообще в советских детских садиках мгновенно перекрасилось, сделало себе обрезание и ломанулось в ИГИЛ? Уууу.. Россиян Кадыров только с Кавказа под 2000 насчитал. Из тишайшей Северной Европы точно не меньше всяких Брейвиков набежало.

Человеческие убеждения очень пластичны. Переобуваться в прыжке - самое милое дело. И по сути людям наплевать под каким флагом происходят непотребства.

11 комментарии или Оставить комментарий