varjag_2007 (varjag_2007) wrote,
varjag_2007
varjag_2007

Categories:

С годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции!

Как и обещала, поздравляю всех с годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции и выкладываю совершенно замечательную и исключительную подборку революционного плаката
от periskop.su :

Эстетика Мировой Революции. 1918-1923
В марте этого года был на выставке в Музее политической истории, что в особняке Кшесинской. Там проходило несколько выставок, часть их я вам показывал (помните "Спецобъект Котельная"?), и одна была посвящена Гражданской войне. Оттенок новизны придавало то, что во-первых, "белая" сторона была представлена развернуто и подробно, а во-вторых, можно было прослушать "музыкальную" часть войны, противостоящих сторон, и посмотреть "плакатную". То есть, почувствовать не "военную" (револьверы-шашки-тачанки-карты), а эмоциональную часть той эпохи. Если с музыкой у обоих сторон было неплохо, то после осмотра художественно-плакатной части было совершенно стойкое ощущение, что победят именно "красные" - настолько велика была разница в силе воздействия плакатов. "Белая" визуальная пропаганда - абстрактная, малоконтрастная, неубедительная, и вообще какая-то вымученная, причём с явным оттенком безнадёжности; "красная" - яркая, простая, с чётко выделенными цветами, обращённая больше к чувствам, с прочно врезающимися в память образами, устремлённая в "светлое будущее" - от нее веет не безнадёгой и страданием, а железобетонной уверенностью в победе и жертвенностью ради всеобщего счастья. Был выработан абсолютно новаторский язык символов, воплотившийся чуть позже в стиле авангард.
Я не отношусь к поклонникам интернационального коммунизма а-ля Троцкий, однако должен признать, что в визуальной пропаганде, обращённой к широким массам, "красные" побили "белых" практически вчистую, как бразильцы-футболисты какой-нибудь лихтенштейн. И воздействие на чувства художественными средствами сыграло свою, очень немалую роль. Если красные воспринимались как носители справедливого Нового Мира, который "всё равно победит, как бы не бесновались", то белым было неизмеримо сложнее - ведь они были не наследниками государственности Империи с её многовековыми традициями, а в большинстве своём - наследниками сломавшего Империю Февраля, либо поддержавшими Февраль после падения монархии (как, например, Колчак). То есть, в гражданской войне Октябрь боролся с Февралём (а не большевики с монархией), и первый - безоговорочно победил.

Давайте посмотрим подборку плакатов эпохи 1918-1923, которые хорошо отражают пафос, борьбу и жертвенность той эпохи.Комментарии - мои. И да, это подарок читателям журнала к 92-й годовщине Октябрьской революции (или переворота, кого от слова "революция" корёжит).


В своей пропаганде "красная" сторона использовала разные мотивы. Основные из них - "Осаждённая красная крепость" и "Новый мир всё равно победит". Грамотно использовались цвета; красный - цвет крови и страданий - был безоговорочно монополизирован ими, так что "белым" плакатам приходилось по мере сил избегать его, вынужденно обедняя собственные образы. Чёрный и белый цвета использовались как цвета-антиподы, иногда и жёлтый - как символ Золотого Тельца, Сосущего Кровь Трудового Народа. Очень ярко были выписаны образы врагов - Антанты, кулаков-мироедов, буржуев и попов. Попы отрицались - потому, что "красная сторона" успешно создавала свою религию, в которой были священные праздники, предтечи, апостолы и пророки, а после 1924 года появился и бог, единодушно признаваемый всеми фракциями и течениями. Этим же обьяснялась и борьба с религией - потому что новая религия в момент её активного утверждения не может мирно сосуществовать с другой, более старой и традиционной. Сосуществование с прошлой религией было достигнуто только тогда, когда интернациональный коммунизм был насильственно реформирован Сталиным в государственность сверхдержавы, базирующейся на национальных традициях и менталитете.

1. Очень ранний плакат 1918 г.: переход к новому языку символов ещё не произошёл, "красная" сторона заимствует распространенную при монархии тему "помощи увечным воинам", просто оформляя её по иному. Об этом говорит и "старый" образ сестры милосердия, который потом ушёл из массовой пропаганды


Образ "Красная Республика - осаждённая крепость"

2. Крепость артикулирована алым красным. Интересна тут и трактовка образа врагов, которые обозначены чёрным (за одним исключением). Трехцветные флаги определяют их принадлежность.


3. Ещё один яркий образ, вошедший в массовое сознание. Дымящиеся трубы тогда обозначали не Загрязнение Воздуха, а живительный источник, который генерирует пролетариям Силу и Оружие. Правда, несколько озадачивает трактовка Солнца, которое тут радужное.


4. В Красной Крепости очень чётко распределены роли (почитайте на плакате) и достигнуто разделение труда ("Коммунист указывает врага и ведёт в бой"). Коммунист, бегущий вперед первым, очень похож на Троцкого.


5. Только три цвета - красный, чёрный, белый - и предельная наглядность обеспечена.


6. Красная Крепость Петроград.


7. Здесь интересно изображение огромного Красного Солнца - символа Новой восходящей эпохи. Красные флаги - сверху, трёхцветные - снизу. Надо отметить, что трехцветные флаги тогдашнему поколению были хорошо знакомы, в отличие от поколения 1960-х - 1980-х.


8. Редкий приём - нецветной плакат. А может, есть и его цветная версия, но я не видел.


9. Чрезвычайно экспрессивно и грамотно выписан Чёрный Враг, который жадно тянет ручки к утерянному. У Чёрного Врага - хорошо знакомая массам корона, как символ (которой у белых давно не было). И да, тут тоже аллегория Красной Крепости - это Москва.


10. Противопоставление Красного и Чёрного. Интересно, что Чёрный Враг слева уже проколот, а над Красным остриё только занесено - то есть имеется Надежда.


11. Гениальный приём - апеллирование лично к смотрящему, творчески развитый затем в шедевре Моора.


12. Шедевр XX века - легендарный плакат Моора, ставший символом эпохи. Вроде бы на первый взгляд всё просто - много красного, немного чёрного, но попробуйте-ка повторить! Был затем подвергнут многократному плагиату и тиражированию в подделках, но оригинальную версию не смог перебить никто.


Образ "Новый Мир движется к победе"

13. Часто неуклонное и неумолимое движение Нового Мира изображалось как путь скоростного паровоза с составом.


14. Охотно использовались и аллегории Восходящего Солнца Новой Эры и Дымящих Труб, как источника Силы.


15. Здесь аллегория Восходящего Солнца многократно усилена. Интересно выписана и Тьма. Облака - красные. А Свет символизируют Знания (у всех в руках книги). Белые, кстати, в своём плакатном творчестве аллегории Продвижения Народа к Знаниям практически не использовали.


16. Красная Эра над Земным Шаром. Очень интересна красная закраска определённых областей на планете. Центральная Европа, Китай... а вот Австралия, например, никак не закрашена. И Чёрная Африка тоже.


17. И снова - аллегория Восходящего Солнца, осенённого символом Силы (чёрные дымящиеся трубы). У японцев, может, заимствовали?
Тут красноармеец протыкает поляка, 1921 год.


18. 1919 год, красный цвет утверждается в мире.


19. Москва - сердце пролетарской Мировой Революции. Двуглавые орлы с кремлёвских башен заботливо сняты художником, в данной аллегории они неуместны.


20. Тоже яркий пример использования цветового образа: слева борется только один в красном, а справа - восходит Солнце Нового Мира, и алый уже преобладает.


21. Сверху - тоже Солнце Всемирной Революции.


22. Поскольку революция - Мировая, то плакаты обращены к разным национальностям, и главный герой немного национально видоизменяется.


23. И опять - Восходящее Солнце Новой Эры. Обратите внимание, кстати, на символы заднего плана (готический собор, Эйфелеву Башню, пагоды, мечети, пирамиды).


24. Встреча с народами Кавказа тоже осенена красным, но на фоне красивых гор. Возможно даже, там изображён Арарат или Эльбрус.


25. А этот плакат выбивается из общей тенденции, ибо обращён к мусульманам. Прочтите верхние надписи: очень интересно трактуются завоевания. Получается, завоевания под зелёным знаменем пророка были исторически прогрессивны (...шли вы завоёвывать Ваши степи, Ваши аулы. Враги народа отняли у вас...). Грамотный переворот темы.


26. И снова Новый Мир - в виде паровоза. Только вот чёрные человечки на фоне несколько озадачивают.


27. Сочетание красного и чёрного. Участники - все поголовно в красных рубахах, позволяющих идентифицировать классовую принадлежность.


28. Тут - чистейший авангард. Одна красная борода чего стоит! Ну, и конечно - железобетонная уверенность. Впрочем, до 74-й годовщины дотянули.


29. Контраст красного и чёрного. А буквы - молнии. Они поражают буржуев.


30. Новый Мир мчится вперёд, под красным знаменем.


31. Опять плакат со смыслом, выраженным средствами авангарда. Белые аллегорически показаны белым шаром внутри чёрной массы.


32. Плакат периода польской кампании.


33. Этот плакат меня несколько озадачил - раньше такого не видел.


34. Попытка призыва к разуму и логике. Но, на мой взгляд, плакаты "эмоционального" плана намного сильней.


35. Красный цвет в ту эпоху безошибочно идентифицировал изображаемые им сущности как общенародные, некапиталистические. Тут - фабрики и заводы.


36. Конструктивизм уже проглядывается в контурах зданий.


Образы врагов.

37. Враги - это кулаки-мироеды, офицеры, буржуи. Символы их - корона, трехцветный флаг и царская мантия.


38. Чёрный пашет на красном.


39. Жёлтый цвет использовался как для Восходящего Солнца, так и для изображения Золотого Тельца, как здесь.


40. Одни идут к Вифлеемской звезде, другие - к Красному Солнышку-Звезде. Собственно, вот тут наглядно изображается борьба двух религий - традиционной и новой. Первая религия движется по гати на телах угнетённых, тоже грамотный и наглядный приём.


41. Аллегория взрываемого Киева (польская война, 1920). Интересно тут другое: что взрываемый Собор изображается как осуждение, как беда и трагедия, потому что поляки покушались на искоренение русскости.


Вот такая вот небольшая плакатная галерея ([info]isl спасибо за ссылки на интересные подборки).
Тут: Скачать полные подборки плакатов
Эстетика Мировой Революции. 1918-1923
В марте этого года был на выставке в Музее политической истории, что в особняке Кшесинской. Там проходило несколько выставок, часть их я вам показывал (помните "Спецобъект Котельная"?), и одна была посвящена Гражданской войне. Оттенок новизны придавало то, что во-первых, "белая" сторона была представлена развернуто и подробно, а во-вторых, можно было прослушать "музыкальную" часть войны, противостоящих сторон, и посмотреть "плакатную". То есть, почувствовать не "военную" (револьверы-шашки-тачанки-карты), а эмоциональную часть той эпохи. Если с музыкой у обоих сторон было неплохо, то после осмотра художественно-плакатной части было совершенно стойкое ощущение, что победят именно "красные" - настолько велика была разница в силе воздействия плакатов. "Белая" визуальная пропаганда - абстрактная, малоконтрастная, неубедительная, и вообще какая-то вымученная, причём с явным оттенком безнадёжности; "красная" - яркая, простая, с чётко выделенными цветами, обращённая больше к чувствам, с прочно врезающимися в память образами, устремлённая в "светлое будущее" - от нее веет не безнадёгой и страданием, а железобетонной уверенностью в победе и жертвенностью ради всеобщего счастья. Был выработан абсолютно новаторский язык символов, воплотившийся чуть позже в стиле авангард.
Я не отношусь к поклонникам интернационального коммунизма а-ля Троцкий, однако должен признать, что в визуальной пропаганде, обращённой к широким массам, "красные" побили "белых" практически вчистую, как бразильцы-футболисты какой-нибудь лихтенштейн. И воздействие на чувства художественными средствами сыграло свою, очень немалую роль. Если красные воспринимались как носители справедливого Нового Мира, который "всё равно победит, как бы не бесновались", то белым было неизмеримо сложнее - ведь они были не наследниками государственности Империи с её многовековыми традициями, а в большинстве своём - наследниками сломавшего Империю Февраля, либо поддержавшими Февраль после падения монархии (как, например, Колчак). То есть, в гражданской войне Октябрь боролся с Февралём (а не большевики с монархией), и первый - безоговорочно победил.

Давайте посмотрим подборку плакатов эпохи 1918-1923, которые хорошо отражают пафос, борьбу и жертвенность той эпохи. Комментарии - мои. И да, это подарок читателям журнала к 92-й годовщине Октябрьской революции (или переворота, кого от слова "революция" корёжит).


В своей пропаганде "красная" сторона использовала разные мотивы. Основные из них - "Осаждённая красная крепость" и "Новый мир всё равно победит". Грамотно использовались цвета; красный - цвет крови и страданий - был безоговорочно монополизирован ими, так что "белым" плакатам приходилось по мере сил избегать его, вынужденно обедняя собственные образы. Чёрный и белый цвета использовались как цвета-антиподы, иногда и жёлтый - как символ Золотого Тельца, Сосущего Кровь Трудового Народа. Очень ярко были выписаны образы врагов - Антанты, кулаков-мироедов, буржуев и попов. Попы отрицались - потому, что "красная сторона" успешно создавала свою религию, в которой были священные праздники, предтечи, апостолы и пророки, а после 1924 года появился и бог, единодушно признаваемый всеми фракциями и течениями. Этим же обьяснялась и борьба с религией - потому что новая религия в момент её активного утверждения не может мирно сосуществовать с другой, более старой и традиционной. Сосуществование с прошлой религией было достигнуто только тогда, когда интернациональный коммунизм был насильственно реформирован Сталиным в государственность сверхдержавы, базирующейся на национальных традициях и менталитете.

1. Очень ранний плакат 1918 г.: переход к новому языку символов ещё не произошёл, "красная" сторона заимствует распространенную при монархии тему "помощи увечным воинам", просто оформляя её по иному. Об этом говорит и "старый" образ сестры милосердия, который потом ушёл из массовой пропаганды


Образ "Красная Республика - осаждённая крепость"

2. Крепость артикулирована алым красным. Интересна тут и трактовка образа врагов, которые обозначены чёрным (за одним исключением). Трехцветные флаги определяют их принадлежность.


3. Ещё один яркий образ, вошедший в массовое сознание. Дымящиеся трубы тогда обозначали не Загрязнение Воздуха, а живительный источник, который генерирует пролетариям Силу и Оружие. Правда, несколько озадачивает трактовка Солнца, которое тут радужное.


4. В Красной Крепости очень чётко распределены роли (почитайте на плакате) и достигнуто разделение труда ("Коммунист указывает врага и ведёт в бой"). Коммунист, бегущий вперед первым, очень похож на Троцкого.


5. Только три цвета - красный, чёрный, белый - и предельная наглядность обеспечена.


6. Красная Крепость Петроград.


7. Здесь интересно изображение огромного Красного Солнца - символа Новой восходящей эпохи. Красные флаги - сверху, трёхцветные - снизу. Надо отметить, что трехцветные флаги тогдашнему поколению были хорошо знакомы, в отличие от поколения 1960-х - 1980-х.


8. Редкий приём - нецветной плакат. А может, есть и его цветная версия, но я не видел.


9. Чрезвычайно экспрессивно и грамотно выписан Чёрный Враг, который жадно тянет ручки к утерянному. У Чёрного Врага - хорошо знакомая массам корона, как символ (которой у белых давно не было). И да, тут тоже аллегория Красной Крепости - это Москва.


10. Противопоставление Красного и Чёрного. Интересно, что Чёрный Враг слева уже проколот, а над Красным остриё только занесено - то есть имеется Надежда.


11. Гениальный приём - апеллирование лично к смотрящему, творчески развитый затем в шедевре Моора.


12. Шедевр XX века - легендарный плакат Моора, ставший символом эпохи. Вроде бы на первый взгляд всё просто - много красного, немного чёрного, но попробуйте-ка повторить! Был затем подвергнут многократному плагиату и тиражированию в подделках, но оригинальную версию не смог перебить никто.


Образ "Новый Мир движется к победе"

13. Часто неуклонное и неумолимое движение Нового Мира изображалось как путь скоростного паровоза с составом.


14. Охотно использовались и аллегории Восходящего Солнца Новой Эры и Дымящих Труб, как источника Силы.


15. Здесь аллегория Восходящего Солнца многократно усилена. Интересно выписана и Тьма. Облака - красные. А Свет символизируют Знания (у всех в руках книги). Белые, кстати, в своём плакатном творчестве аллегории Продвижения Народа к Знаниям практически не использовали.


16. Красная Эра над Земным Шаром. Очень интересна красная закраска определённых областей на планете. Центральная Европа, Китай... а вот Австралия, например, никак не закрашена. И Чёрная Африка тоже.


17. И снова - аллегория Восходящего Солнца, осенённого символом Силы (чёрные дымящиеся трубы). У японцев, может, заимствовали?
Тут красноармеец протыкает поляка, 1921 год.


18. 1919 год, красный цвет утверждается в мире.


19. Москва - сердце пролетарской Мировой Революции. Двуглавые орлы с кремлёвских башен заботливо сняты художником, в данной аллегории они неуместны.


20. Тоже яркий пример использования цветового образа: слева борется только один в красном, а справа - восходит Солнце Нового Мира, и алый уже преобладает.


21. Сверху - тоже Солнце Всемирной Революции.


22. Поскольку революция - Мировая, то плакаты обращены к разным национальностям, и главный герой немного национально видоизменяется.


23. И опять - Восходящее Солнце Новой Эры. Обратите внимание, кстати, на символы заднего плана (готический собор, Эйфелеву Башню, пагоды, мечети, пирамиды).


24. Встреча с народами Кавказа тоже осенена красным, но на фоне красивых гор. Возможно даже, там изображён Арарат или Эльбрус.


25. А этот плакат выбивается из общей тенденции, ибо обращён к мусульманам. Прочтите верхние надписи: очень интересно трактуются завоевания. Получается, завоевания под зелёным знаменем пророка были исторически прогрессивны (...шли вы завоёвывать Ваши степи, Ваши аулы. Враги народа отняли у вас...). Грамотный переворот темы.


26. И снова Новый Мир - в виде паровоза. Только вот чёрные человечки на фоне несколько озадачивают.


27. Сочетание красного и чёрного. Участники - все поголовно в красных рубахах, позволяющих идентифицировать классовую принадлежность.


28. Тут - чистейший авангард. Одна красная борода чего стоит! Ну, и конечно - железобетонная уверенность. Впрочем, до 74-й годовщины дотянули.


29. Контраст красного и чёрного. А буквы - молнии. Они поражают буржуев.


30. Новый Мир мчится вперёд, под красным знаменем.


31. Опять плакат со смыслом, выраженным средствами авангарда. Белые аллегорически показаны белым шаром внутри чёрной массы.


32. Плакат периода польской кампании.


33. Этот плакат меня несколько озадачил - раньше такого не видел.


34. Попытка призыва к разуму и логике. Но, на мой взгляд, плакаты "эмоционального" плана намного сильней.


35. Красный цвет в ту эпоху безошибочно идентифицировал изображаемые им сущности как общенародные, некапиталистические. Тут - фабрики и заводы.


36. Конструктивизм уже проглядывается в контурах зданий.


Образы врагов.

37. Враги - это кулаки-мироеды, офицеры, буржуи. Символы их - корона, трехцветный флаг и царская мантия.


38. Чёрный пашет на красном.


39. Жёлтый цвет использовался как для Восходящего Солнца, так и для изображения Золотого Тельца, как здесь.


40. Одни идут к Вифлеемской звезде, другие - к Красному Солнышку-Звезде. Собственно, вот тут наглядно изображается борьба двух религий - традиционной и новой. Первая религия движется по гати на телах угнетённых, тоже грамотный и наглядный приём.


41. Аллегория взрываемого Киева (польская война, 1920). Интересно тут другое: что взрываемый Собор изображается как осуждение, как беда и трагедия, потому что поляки покушались на искоренение русскости.


Вот такая вот небольшая плакатная галерея ([info]isl спасибо за ссылки на интересные подборки).
Тут: Скачать полные подборки плакатов



Tags: революция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag_2007 сентябрь 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments