?

Log in

No account? Create an account
Записи Друзья Календарь Личное дело Предыдущая Предыдущая Следущая Следущая
Ваш талончик!" - И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
Хроники Рагнарёка
varjag_2007
varjag_2007
Ваш талончик!"
Сегодня мне пришлось ощутить "прелесть" поездки в общественном транспорте. После того, как воодушевленные обещанием, что когда больше "москали больше не будут отбирать наше сало", заживем лучше, чем в Эуропе, лучше мы, по крайней мере, большинство, не зажили. Зато стремительно стало исчезать то, что ранее было незаметно как воздух. В первую очередь это коснулось общественного транспорта. Он "вдруг" стал дико убыточным и дико "неудобным" для населения. В Киеве в первую очередь сняли трамвайные пути в районе "царского села", где сначала селилась номенкларура, а затем построили чудовищные громадины, где стали покупать квартиры разные всякие "лучшие люди" и "слуги народа". Постепеноо стали исчезать маршрут за маршрутом трамвайные, троллейбусные и автобусные марруты, особенно "длинные", которыми можно было проехать из конца в конец города. Их место зато заняли частные маршрутки, но зато для того, чтобы доехать по какому-либо бывшему маршруту общественного транспорта, надо пересаживаться на 2-3 маршрутки, стоимость проезда в которых иногда достигает до половины заработка в месяц.

А сегодня вспомним о киевском общественном транспорте и о стоимости проезда в нем.

Трамвайный талончик
Трамвай в советское время стоил 3 копейки, и билеты на него были красными, троллейбус - 4 копейки, билеты - были синими, автобус - 5 копеек, билеты соответственно черными и иногда коричневыми. Выпускала их фабрика "Жовтень". В трамваях и троллейбусах билеты, более старого образца, раньше покупались в кассах, установленных в самих вагонах: в кассу опускались монеты, после чего выдавался отрываемый от непрерывной бумажной ленты билет. Затем кассы отменили, билеты стало возможным покупать у вожатого и в киосках на остановках, а потом -- только на остановках, реже в магазинах и сберкассах. Купить можно было один билет, пачку из 4-5 штук или "книжечку", сшитую скрепками, с картонными обложками, иногда вырезанными из открыток. Книжечки стоили, в зависимости от вида транспорта и количества билетов, 30, 45 копеек или рубль. Наконец, существовали автоматы по продаже билетов, желтого цвета, немного похожие на старые разменные автоматы в метро: так же в щель опускалась 15- или 20-копеечная монета, и в окошко внизу выпадала пачка из соответствующего количества билетов.
Троллейбусный талончик
"В порядке исключения" разрешалось ехать на трамвае по троллейбусному билету, а на троллейбусе -- по двум трамвайным; действительно, кто ж будет против, если вы платите на треть или наполовину больше! Но вот автобусные билеты были "несовместимы" с троллейбусными и трамвайными. Объяснялось это тем, что электротранспортом заведовало единое Киевское трамвайно-троллейбусное управление, а автобусами -- автопарки, не имевшие к нему никакого отношения.
Автобусный талончик
Скоростной трамвай сразу или почти сразу после своего появления стал дороже обычного, - 5 копеек. 3-й маршрут весь был скоростным, а 1-й от Дворца спорта до площади Победы - обычным. Поэтому если вся ваша поездка на нем совершалась внутри этого отрезка, то с вас было 3 копейки, если же вы заезжали хотя бы на один скоростной пролет - пять. На самих скоростных остановках, которые, солидности ради, назвали "станциями", вход был устроен почти как в метро: через подземный переход, в котором путь к трамваям преграждали компостеры, и сидел служащий, контролировавший граждан. Это был единственный случай, когда в наземном транспорте оплачивать проезд надо было до посадки. Билеты на скоростной трамвай были зелеными.
Единый талончик
Конец такой пестрой картине настал 1 апреля 1987 года, когда цены на трамвай и троллейбус "подтянули" к автобусным, и все стало стоить 5 копеек, как и метро. Трамвайно-троллейбусное управление и автобусники  договорились, и билеты сделали едиными, коричневого цвета. Они были копиями старых, только вместо названия одного вида транспорта на них стало красоваться три. Так продолжалось до памятного 2 апреля 1991 года, когда в один день цена билетов возросла ровно втрое. Потом стало 30 копеек, потом 50... долго ли, коротко ли, к 1996 году проезд стал стоить всего-то двадцать тысяч рублей. Рубли к тому времени обозвали купонокарбованцами, но сути дела это не меняет, никаких масштабных преобразований при этом не произошло; купоны - это те самые рубли, в которых обычная месячная зарплата в Советском Союзе составляла 150-350 рублей. В сентябре 1996 года купоны заменили гривнами из расчета сто тысяч к одному, и цена превратилась в 20 копеек, а вскоре ее повысили до 30 копеек. 19 марта 2000 года установили тариф 50 копеек. Таким образом, меньше чем за девять лет стоимость проезда в транспорте возросла ровно в миллион раз. Летом 2002 было официально объявлено о грядущем повышении, то ли до 75 копеек, то ли до гривны, что вызвало волну возмущения, и решение было отменено. Сейчас стоимость в остатках наземного общественного транспорта стоит полторы гривни с угрозой повышения, о чем уже не предупреждают, а население узнает только "по факту".

Принцип оплаты проезда  был простой: купил чистый билет -- зашел в вагон -- закомпостировал. Проверявший билет контролер, как правило, еще и надрывал его. У всех компостеров в одном вагоне рисунок один и тот же. Некоторые "умельцы", особенно из студентов, пользуясь тем, что рисунки в каждом данном вагоне менялись редко,  собрирали коллекцию прокомпостированных билетов, пометив их согласно бортовым номерам вагонов. При входе в вагон смотришь на бортовой номер и выбираешь нужный билет, который и вручаешь, если придется, контролеру. Потом компостируешь еще один билет взамен порванного и вставляешь назад в коллекцию.

У контролеров, большинство из которых составлял или злые тетки, или подрабатывавшие отставники, был план по "зайцам". И борьба контролеров с "зацами" длилась всегда с переменным успехом, иногда происходили и злоупотребления. Моя мам работала далеко от дома - недалеко от ж/д вокзала и добиралась 10-м маршрутом троллейбуса. И вот однажды едет она с работы, - уставшая, к тому же замечтавшаяся с полностью отсутствующим видом. И тут над самым узом: "Ваш талончик!" Она протягивает талончик и кондукторша ей в ответ: "Это не тот талончик!Платите штраф". "Да как не тот, тот". Доказывала мама, доказывала ее сотрудница, подтверждали мамину честность пассажиры, но кондукторша была неумолима, заблокировала ее на сиденье, и обещала отвезти в диспетчерскую и сообщить на работу. А поскольку мама работала в горисполкоме, занималась "созданием и внедрением "новых советских обрядов", то неприятности по работе ей были ни к чему и контролерша таки "выбила" из нее штраф. Через несколько дней ямне нужно было на электричку и я тоже ехала в 10-м маршруте. И возле самого вокзала также нарвалась на кондуктора, видимо, ту же бабенцию, поскольку она применила ко мне тот же "модус операнди". Я сидела на предпоследнем сиденье, она меня заблокировала и говрит: "Это не тот талончик!" И кричит водителю: "Закрывай дверь!" Но я- не мама. Быстро вытащила из сумки бумажку, протянула ее к находящемуся над головой компостеру, пробила и протягивая талончик и бумажку злобной тетке, говорю: "Смотри!" Она выругалась, обозвала меня нехорошим словом, но выпустила. Теперь теток с такими манерами можно встретить не в троллейбусе, а  и в коридорах власти и на многочисленных телеэфирах, но это уже не тема этого поста.

Сегодня, когда по городу "бегает" вагонов примерно в два раза меньше, чем в советское время,
ведущую роль в транспортной инфраструктуре играют маршрутки, находящиеся в частных руках. Об этих "гробах на колесах" писали уже немало. Кроме того, снося трамвайную линию и поднося освободившиеся две полосы на блюдечке с голубой каемкой автомобилистам как "увеличение пропускной способности дорог", забывают, что далеко не все имеют желание (и материальную возможность) приобретать личный транспорт, и во-вторых, расширение дорог в уже перегруженном автомобилями городе, как это ни покажется странным, не ведет к ликвидации пробок. Облегчение приходит только на первое время, пока водители, вдохновленные сознанием, что места теперь, дескать, сколько угодно, не устремляются на новый участок с удвоенным рвением. Что быстро и приводит к образованию новой пробки, расширившейся пропорционально улице. Кроме того, что давно уже поняли в европейских городах, скопище машин - это газ, занимающий, как известно, весь предоставленный ему объем.


В тему поста - материал - "История Киева и его трамваев"

Освежала память

Теги: , , ,

39 комментарии или Оставить комментарий
promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
Comments
lynxusha From: lynxusha Date: June 21st, 2009 09:37 pm (UTC) (Link)
да, всё так, но я, как вспомню бумагу на этих талонах (особенно, как на том, что на первой фотографии), так сразу хочется взять крем для рук. Шершавая бумага. Бррр... На такой же, кстати, отпечатаны бюллетени для голосования на референдуме "за незалежность". Валяется у меня где-то один. Я один на память прихватила.
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: June 21st, 2009 09:44 pm (UTC) (Link)
Ну, вы переборчивая! :). Это мне попался такой снимок, большинство было, как на втором снимке (а отрывные, так вообще беленькие и гладкие), я хорошо помню - любила откусывать краешек, пока еду :) или скручивать-раскручивать.
Да и на такой я была бы гот ова согласиться, если бы снова была такая сеть общественного транспорта (и с таким - в 2-3 минуты) интервалом ходили, и чтобы стоимость была такая же, особенно в пропорции к зарплате!
yoky From: yoky Date: June 21st, 2009 09:53 pm (UTC) (Link)
http://img-fotki.yandex.ru/get/2708/ptzwc.d/0_19d71_8a64ee4e_XL.jpg

Вот-бы в такую пятачок бросить!
From: makc74 Date: June 21st, 2009 10:13 pm (UTC) (Link)
Если сравнивать с Москвой,то у вас действительно очень дешевый общественный транспорт :)
1.5 гривны против 20-25 рублей за поездку.
Хотя видимо он и работает,судя по всему,намного лучше.Большинство новых автобусов из Белоруссии,хотя есть и российского производства.Правда иногда еще можно увидеть и старенькие Икарусы :)
А маршрутки везде одинаковые,если брать манеру их езды :(
Хотя зачастую(по крайней мере у меня в районе) они несколько дешевле общественного транспорта.
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: June 21st, 2009 10:38 pm (UTC) (Link)
У нас дороже. Раньше было намного. И к тому же, если раньше большинством маршрутов общественного транспорта можно было добраться без пересадок из конца в конец, то сейчас большинство разбили на 2-3 маршрута и надо соответственно платить в 2-3 раза больше. А умножьте туда и обратно!
Я уже не говорю, что их называют "гробами". Как-то с малой ехала, по дороге заклинило дверь для выхода, водитель сказал, что для меня он не будет задерживать рейс и ремонтировать будет только на конечной (!!!). Пришлось ползком (!!!) выползать через грузовой вызод сзади. А представьте, если бы какая авария!
Кстати, за последние три года мне ни разу не выдали талончик и при этом говорят, что маршрутки убыточны!
martinis09 From: martinis09 Date: June 21st, 2009 10:21 pm (UTC) (Link)
Российская империя вплоть до 1917г. взваливала на несчастную Украину новые территории. И при этом еще издевалась как могла: то изданным 11.03.1710г. Петром I манифестом запретит москалям оскорблять украинцев, попрекая изменою Мазепы, угрожая за ослушание всяческими ужасами и казнью впридачу; то городов всяческих понастраивает на Украине, в частности Запорожье (1770г.), Днепропетровск (1776г.), Херсон и Мариуполь (1778г.), Севастополь (1783г.), Симферополь и Мелитополь (1784г.), Николаев (1789г.) и Одессу (1794г.) что, несомненно, оскорбляло национальные чувства украинцев, доводя прямо до слез! С приходом к власти большевиков новый тоталитарный москальский режим, продолжая начатое царской Россией издевательство над Украиной, присоединил к ней в 1922г. Восточную Украину. Но и на этом кошмар с присоединением к Украине чего попало не закончился и усатый москаль - Сталин то же, в свою очередь, гнусно поглумился над Украиной, присоединив к ней в 1939г. Западную Украину, избавив от такого горя Польшу, а в 1940г. добил задыхавшуюся под гнетом территориальных присоединений Украину Бессарабией, отобрав ее у Румынии. На некоторое время - с 1941 по 1944г. немецкие войска принесли Украине облегчение, облегчив местное население с 41.657тыс.человек до 27.382тыс.человек, за что благодарное правительство современной Украины провозгласило фашиста Шухевича Героем Украины и даже поставило ему памятник - да не обосцут его пионеры! Но в 1943-44г. орды коварных москалей вновь вторгнулись на Украину и, исключительно что б досадить украинцам, присоединили к Украине в 1945г. Закарпатье. Но и на этом не закончились страдания народные и, в качестве апупей апофеоза, злые москали руками ничего не подозревающего доброго хохла Хрущева вероломно присоединили к Украине Крым. Облегчение от территориальных присоединений наступило лишь в 1990г. после принятия Украиной Декларации о независимости. Но и тут не обошлось без коварной выходки москалей, умудрившихся подобную декларацию принять месяцем раньше, т.е. отсоединиться от Украины раньше, чем она успела заявить о своей независимости. И первым, кто в знак дружбы и солидарности с угнетенным народом Украины облегчил ее на кусок территории, стала Румыния, оттяпавшая часть черноморского нефтяного шельфа. "Это победа!" - воскликнул Президент очень независимой Украины - и да прославится его имя в веках!
http://dnevnik.bigmir.net/view_article/dnevnik/851691/
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: June 21st, 2009 10:40 pm (UTC) (Link)
Манифест Петра я публиковала, можно найти по тэгу "Мазепа". Остальное тоже :)

sky_thunder From: sky_thunder Date: June 21st, 2009 10:36 pm (UTC) (Link)
Маршрутки - признак отсталой страны, кстати.
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: June 21st, 2009 10:42 pm (UTC) (Link)
Было время, во время оккупации, президент Картер назвал Киев одним из самых комфортных и зеленых городов Европы :))
trenos From: trenos Date: June 21st, 2009 11:36 pm (UTC) (Link)

НОСТАЛЬГИЯ!!!

Я как увидел эти талончики родные и любимые, так чуть ли не заплакал!!! Вот пишу и плачу - хочу обратно в СССР!!!! А слёзы всё капают и капают!!!
disputan_t From: disputan_t Date: June 22nd, 2009 05:38 am (UTC) (Link)

Re: НОСТАЛЬГИЯ!!!

+1000!
azart_ude From: azart_ude Date: June 22nd, 2009 05:10 am (UTC) (Link)
И у нас были точно такие: 3, 4, 5 коп, только на русском языке. эх..
disputan_t From: disputan_t Date: June 22nd, 2009 05:40 am (UTC) (Link)
Ааааа!!!!!
Это фальшивые талончики! Как известно абсолютно всем, в те годы за употребление украинского языка расстреливали без права переписки!....
yadocent From: yadocent Date: June 22nd, 2009 05:41 am (UTC) (Link)
КАКАЯ ПРЕЛЕСТЬ ! Я тоже храню несколько таких раритетов. Ах какие воспоминания наввевает!
nazar_rus From: nazar_rus Date: June 22nd, 2009 06:06 am (UTC) (Link)
Насчет тетки - ха, я после такого потребова ее удостоверение и написал "хааарошую телегу"
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: June 22nd, 2009 08:56 am (UTC) (Link)
Во-первых, я спешила на электричку, во-вторых, водитель тут же захлопнкл дверь. Вернее, наоборот :)
_k1 From: _k1 Date: June 22nd, 2009 06:12 am (UTC) (Link)
И талончиками, купленными в одном городе, кстати, можно было пользоваться в другом. проездными - нет.
А бумага... А зачем лучше? Срок жизни талончика - одна поездка, полчаса. Зато такая бумага быстро разлагается в природе и нет многотонных пластиковых залежей. То же, кстати ,касается и помянутой в коментах упаковки.
gangrel123 From: gangrel123 Date: June 22nd, 2009 09:04 am (UTC) (Link)
А в РСФСР,по крайней мере в Ярославле,трамвайные талоны были зелёными,а автобусные-красными.Троллейбусные были синими,как и у вас.
marcioul From: marcioul Date: October 13th, 2010 11:52 pm (UTC) (Link)
На прошлой неделе путешествовал в поезде. Понравилось, что сейчас расписание поездов Москва - Днепропетровск можно спокойно найти в интеренте.
39 комментарии или Оставить комментарий