varjag_2007 (varjag_2007) wrote,
varjag_2007
varjag_2007

Category:

101 год с дня героической гибели выдающегося киевлянина, русского летчика Нестерова

Тут поправили, что на заглавном фото отнюдь не Петр Николаевич Нестеров, а его друг, сослуживец по XIV отряду Вячеслав Матвеевич Ткачев - человек редкой и удивительной судьбы, первый Георгиевский кавалер в авиации. Но такой челвоек тоже заслуживает, чтобы помнили и о нем

Ровно 100 лет назад 8 сентября (26 августа) 1914 года погиб Петр Николаевич Нестеров - первый в мире выполнивший фигуру высшего пилотажа "мертвую петлю", названную его именем.

В этом материале рассказ о том, как освещалось это трагическое событие  газетами того времени.

Первое сообщение о гибели П.Н. Нестерова появилось в сообщениях Петроградского телеграфного агентства 9 сентября (27 августа) 1914 г.

[Spoiler (click to open)]

Подвиг и гибель русскаго летчика.

ПЕТРОГРАДЪ. ( 27 августа). Известный летчик штабс-капитан Нестеров в период похода наших войск ко Львову, летал с проводившим разведку офицером генеральнаго штаба Лазаревым, вследствие порчи аппарата спустился в окрестностях Львова, не будучи замечен австрийскими войсками. С помощью жителей поляков летчики уничтожили аэроплан и пешком не только успешно обратно пробрались в свою армию, но привели с собою пленнаго австрийскаго часового, котораго взяли на передовых постах.

Сегодня получены сведения, что Нестеров на днях, увидев в районе Жолквы летящий над нашим расположением австрийский аэроплан, собиравшийся бросить бомбу, взлетел на воздух, атаковал неприятеля и протаранил чужой аппарат, уничтожив австрийскаго летчика и, предотвратив жертвы в наших войсках от бомбы, Нестеров погиб смертью героя. Нестеров—первый в мире летчик, совершивший мертвую петлю.

К гибели Нестерова.

Ученик Нестерова, раненый военный летчик высказывает уверенность, что Нестеров хотел забрать в плен австрийский аэроплан, не вступая в воздушный поединок. На маневрах Нестеров проделывал подобныя приемы пленения: он взвивался над летавшим аэропланом и с таким искусством кружился над ним, что вынуждал мнимаго врага спускаться. Повидимому, Нестеров имел в виду проделать то же с австрийцем.

Нестеров,—рассказывает летчик,— выказывал на войне необыкновенную отвагу, он часто летал над неприятельской армией и спускался настолько низко, что вызывал движение среди неприятеля. Когда неприятель начинал стрелять, Нестеров мгновенно взлетал на большую высоту.

Нестеров собрал богатую коллекцию фотографических снимков сражений.

Возникла мысль об образовании фонда помощи авиаторам имени Нестерова. В киевския редакции стали для этой цели поступать пожертвования.

Подробности гибели Нестерова.

„Русск. Вед." сообщают подробности гибели Нестерова.

Нестеров геройски погиб при следующих обстоятельствах.

Над нашей армией появлялись австрийские аэропланы. 25-го августа появились три таких аэроплана, при чем с одного брошена была фитильная бомба. Вдогонку полетел Нестеров, но его мотор давал перебой, и австрийцы улетели. 26-го августа неприятельские аэропланы вновь появились. Нестеров приказал готовиться.

Заработал пропеллер. Герой-летчик взвился на высоту 2,000 метров. Стоявшие внизу вскоре увидели, что Нестеров пронесся высоко над австрийским аэропланом. Поравнявшись с ним, Нестеров с большой высоты обрушился на аппарат неприятеля, направив свой аэроплан вертикально носом вниз. Наблюдавшия с замиранием сердца ожидали результата столкновения. Нестеров мастерски пронесся и при помощи шасси своего аппарата подсек австрийский. Последний опрокинулся и стремительно стал падать на землю. Аппарат же Нестерова пронесся дальше.

Затем спиралью он стал опускаться к земле. Вырвался вздох облегчения,—значит, Нестеров жив, но в тот же момент аппарат Нестерова резко качнуло, и он стал стремительно падать вниз, обгоняя по быстроте падения неприятельский аэроплан. На лету из аппарата Нестерова выпала человеческая фигура. Все перемешалось, ударилось о землю.

Подбежавшим представилась такая картина: мотор аппарата Нестерова, сорвавшись с петель, глубоко врезался в землю. Повозка и крылья отброшены в другую сторону, в средине же лежал мертвый русский герой.

Невдалеке оказался разбитый австрийский аэроплан с двумя убитыми летчиками. Возле них валялись две бомбы.

Выяснилось, что Нестеров блестяще выполнил намеченный план. Ударом шасси он налету опрокинул неприятельский аппарат и сам благополучно пролетел мимо, но толчок от столкновения был столь силен, что Нестерова качнуло. Он страшно ударился спиной и сиденье своего аппарата и переломил позвонок. Смерть наступила мгновенно. Аппарат же механически продолжал совершать данное ему направление спуска. При падении труп Нестерова получил лишь незначительное повреждение. Место падения—болотистое, с зыбкой почвой.

К гибели Нестерова.

Прибывший с театра войны очевидец гибели П. Н. Нестерова, военный летчик, сообщает:

— На австрийском аэроплане, уничтоженном нашим летчиком, было три человека: два авиатора и офицер-наблюдатель.

Вначале нашли трупы лишь двух австрийцев. Потом был обнаружен глубоко зарывшийся в болото труп офицера-наблюдателя. При нем нашли планы и другие ценные документы.

Уничтоженный Нестеровым вражеский аэроплан, как выяснилось, был выстроен по заказу миллионера-австрийца, любителя авиации, и был снабжен всеми последними усовершенствованиями. Этот аппарат оперировал с самаго начала кампании и был неуязвим.

На панихиде, отслуженной на месте гибели, присутствовал весь штаб, с генералом Рузским во главе.

— Военный летчик, очевидец гибели Нестерова, передает, что товарищи перед подъемом уговаривали Нестерова не подвергаться риску. Нестеров ответил:

— Ну, погибну. Какое теперь значение имеет жизнь человеческая перед тем, что делается.

Гибель объясняют так. От столкновения с австрийским аэропланом получился необычайно сильный толчок. Нестеров, не будучи привязанным к аппарату, был выброшен из своего сиденья и подброшен вверх. При обратном падении Нестеров сломал себе позвоночник. На австрийском аэроплане было три человека—два авиатора и офицер-наблюдатель.

КИЕВЪ. 31 августа с необычайной торжественностью в присутствии многотысячной толпы состоялись похороны погибшаго геройской смертью летчика Нестерова, тело котораго предано земле на Аскольдовой могиле при орудийных салютах.

От Петроградскаго телеграфнаго агентства

— Погибший авиатор Нестеров представлен к награде Георгием и чином капитана, а семья—к получению полной пенсии.
Источник


Изобретатель «мертвой петли».
Слава первой в мире «мертвой петли» принадлежит военному летчику шт.-кап. Нестерову. Идея о мертвой петле зародилась у Нестерова еще до 1912 г., но в этом году, будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность «мертвой петли», так как «в воздухе везде имеется опора». В выходящем при школе «Альманахе», выпускаемом учениками, в том же 1912 г., была напечатана следующая шарада «Кто он?» —

Ненавидящий банальность
Полупризнанный герой
Бьет он на оригинальность
Своею мертвою петлей.

На эту шараду Нестеров, угадавший себя в этом четверостишии, ответил так:

Коль написано: петля,
То, конечно, это я.
Но ручаюсь вам, друзья,
На петлю осмелюсь я.

Но «полупризнаный герой» осмелился сделать мертвую петлю только через год после долгих и упорных работ по вычислению и проверке на опыте теоретических выводов. Он сделал мертвую петлю в Киеве на Сырецком военном аэродроме 27-го августа 1913 г. в 6 час. 15 мин. вечера. Это удостоверено в протоколе спортивного комиссара киевского общества воздухоплавания, где сказано, что Нестеров, действительно, совершил в это день «полет по замкнутой кривой в вертикальной плоскости или так называемую мертвую петлю». Уже после Нестерова французский авиатор Пегу, узнав об опыте русского авиатора, совершил в Париже свою первую мертвую петлю. 11 мая с. г. Нестеров совершил большой перелет из Киева в Гатчину, покрыв 1.200 верст в 8 часов. Он вылетел из Киева около 3-х часов утра, захватив с собою в качестве пассажира унтер-офицера киевского авиационного отряда Нелидова. Все время Нестеров летел на высоте 600 метров со средней скоростью 125 верст в час. Своим последним перелетом Нестеров побил все русские рекорды на продолжительность полета, на скорость, на скорость с пассажиром и т. д.


ПРЕССА ДО РЕВОЛЮЦИИ: Журнал «ИСКРЫ», приложение к газете «Русское Слово», 1914 год, № 20. Издатель Т-во И. Д. Сытина. Сканирование, набор текста и публикация В. Белко. Шт.-кап. Нестеров в новой форме, установленной для военных летчиков.
Шт.-кап. Нестеров в новой форме, установленной для военных летчиков.

Tags: 1 мировая война, герои, киев, россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments