Продолжаем знакомится с творческими работами конкурса "Не все так однозначно!", организованного рукопожатным "Радио Свобода". В прошлой раз на суд читателей было вынесено сочинение "Я дончанка, дочь шахтера". Сегодня ознакомимся с произведением "Я крымчанка, дочь ватников", которое можно смело отнести к классике жанра "Ядочьофицера".
Так уж вышло, что мои родители – так называемые «ватники». Еще с начала аннексии я ругалась с ними каждый раз, когда речь заходила о политике. С пеной у рта я доказывала прописные истины, но в ответ слышала только перлы российской пропаганды.
Однако этим летом родители захотели повидать меня, поэтому им пришлось переступить через свои психологические барьеры и приехать во Львов. Помнится, когда минувшей весной я переезжала в столицу Галичины, то слышала от них много интересного: и то, что это логово «бЕндеровцев», и то, что здесь свирепствует «Правый сектор», и что за русский могут побить прямо на улице… И вот, несмотря на все стереотипы, немного смягченные моим полуторагодовым пребыванием здесь, родители решились-таки приехать во Львов в гости.
Представим ситуацию. «Ватники». Из оккупированного Крыма. Во Львове. Во время войны России и Украины. В период активности российской пропаганды. В течение пяти дней.
Отмечу, что до моих родителей у нас в гостях уже успели побывать знакомые из Москвы, Праги, Сиднея, Флориды. И пока Львов не подвел даже в случае с москвичами: российские гости смотрели на него огромными глазами и восторгались, всем своим видом напоминая мне мои первые восторги от этого города.
Первые два дня во время разговоров о политике (куда же без них!) родители продолжали сыпать цитатами российской пропаганды. Просветление начало наступать на третьи сутки. К тому моменту они уже увидели центр города, погуляли в красивых львовских парках, посидели в креативных кафе, сказали столько слов на русском языке в общении с чужими людьми, что будь здесь именно так, как они себе представляли, их бы уже давно подняли на вилы. Увидели, как «бендеровские» дети открывают для них дверь в подъезде, как все соседи огромной многоэтажки здороваются с ними, как в транспорте им уступают место. И тут, видимо, у моих родителей что-то в голове перещелкнуло. Они вдруг поняли, что злобных националистов, которыми их так пугают, здесь в принципе-то нет. По крайней мере, здесь никому не дают в морду за русскую речь, а вежливо отвечают на вопросы. Да и вообще, местные жители – просто обычные люди, которые живут своими проблемами, любят свой город и свою страну.
Все дни я активно старалась познакомить родителей с культурой Галичины. Для этого нужно было пройтись с ними по храмам и другим культурным и историческим памяткам, рассказать немного истории этой местности. Здесь, на месте, «ватнику» наглядно видно иную ментальность и иную культуру людей. И после этого ему вдруг начинает становиться понятно, почему Галичина не была «предательницей» СССР, а боролась с ним как с оккупантом. Хотя все мои попытки объяснять это же, еще живя в Крыму, проваливались. Дело в том, что человек должен увидеть все своими глазами, поговорить с простыми людьми, ощутить общую атмосферу. Тогда он сам убедится, что Львов – величественный город с давней историей с 13 века, а советская оккупация – лишь краткосрочный печальный период в его жизни, с 1939 по 1991 год. Тогда уже начнет укладываться в голове просвещение по поводу того, кто такой Степан Бандера. Тогда информация наслаивается на общую канву личных впечатлений и ощущений и не диссонирует с тонкой психикой «ватника».
Отдельное дело сделали этнические ярмарки и магазинчики, а также туристы со всех концов страны и из-за рубежа, которые разгуливали по центру в венках и вышиванках (обычное для Львова явление).
Но, как оказалось, окончательно путь к сердцу «ватника» лежит через… желудок. По моему глубокому убеждению, украинская кухня – одна из лучших в мире. Говорю это со знанием дела, так как сама гурман и пробовала аутентичные блюда в разных странах мира. Наши вареники, галушки, борщ, пампушки с салом, колбасы, соленья и сладости никого не оставляют равнодушным. А если говорить о Львове, то обязательно стоит добавить к этому списку знаменитый галицкий кофе, местные пляцки и штрудели, львовские сырники, шоколад, живое пиво и наливки.
Отведав галицкой кухни и галицкого гостеприимства, мои родители на следующий день уже сами отправились покупать полюбившееся им местное пиво. Им очень хотелось прикупить бутылку с красноречивым названием «Путин х…ло». Не купили, побоявшись возможных проблем на российской границе. Чем наглядно подтвердили, что та мнимая свобода, которая якобы есть в Крыму – вовсе и не свобода, если даже в такой мелочи люди вынуждены себя останавливать.
Перед отъездом обратно в Крым родители сказали глубокомысленно: «Мы-то думали, что ты просто хорохоришься, рассказывая, как хорошо жить во Львове. А оказывается, все так и есть. Ты знаешь, может, если бы мы пожили тут с месяц, то сами стали бы украинскими патриотами».
Из всего произошедшего я делаю вывод, что «ватник», оторванный от излучения российской пропаганды и помещенный в условия здорового украинского патриотизма, очень быстро становится нормальным человеком. Всего несколько дней ему никто не промывает мозги, а просто своим примером показывает, как здорово можно жить. Тогда «ватник» смягчается и выбирается из своей коробки, в которой он существует в Крыму.
Несколько лет назад я и сама испытала на себе действие этого чудо-города. Львов обладает очень сильной энергетикой, которая состоит из энергии всех людей, здесь живущих и когда-либо живших. Когда ты приезжаешь сюда, ты чувствуешь сразу этот особый колорит и настрой, эту неповторимую ауру. И уже просто не можешь выбирать для себя вектор развития, отличный от этой энергетики. Так что, не бойтесь показывать «ватникам» Львов. Везите их сюда. Будем перевоспитывать.
Настя Дрозд, блогер, крымчанка
Journal information