?

Log in

No account? Create an account
Записи Друзья Календарь Личное дело Предыдущая Предыдущая Следущая Следущая
служба утерянных цитат - 13 или о ненависти - И свет во тьме светит, и тьма не объяла его — LiveJournal
Хроники Рагнарёка
varjag_2007
varjag_2007
служба утерянных цитат - 13 или о ненависти
Оригинал взят у labas в служба утерянных цитат - 13 или о ненависти
В службу утерянных цитат поступил запрос относительно приписываемой А.В.Луначарскому цитаты
"Мы ненавидим христиан, даже лучшие из них должны быть признаны нашими врагами, они проповедуют любовь к ближнему и сострадание, то что противоречит нашим основным принципам, христианская любовь преграждает развитие революции, долой любовь к ближнему, то что нам нужно - это ненависть, мы должны уметь ненавидеть, только тогда мы сможем победить Вселенную"
Не будем задерживаться в настоящем, где цитата охотно используется в книгах с названиями вроде "Истина великой России", "Основы русского либерализма" и "Православие и русская народная культура" и перенесемся сразу в 20-е годы прошлого века.

След 1:
7 июня 1927 года Борис Коверда убил в Варшаве советского дипломата П.Л.Войкова. На начавшемся через несколько дней процессе Коверду защищали четыре адвоката, в том числе Мариан Недзельский. Изложение речи Недзельского неоднократно публиковалось, напр. в книге "Русская эмиграция в борьбе с большевизмом" (сост. С.В.Волков). Писателю Борису Носику речь Недзельского так пришлась по душе, что он цитировал ее минимум в трех книгах ("На погосте ХХ века", "Русские тайны Парижа", "Русский XX век на кладбище под Парижем"). Но мы ограничимся русской стенограммой процесса, изданной в 1927 г. в Париже:


След 2:
В том же 1927 году в Берлине была издана с предисловием генерала Н.Н.Головина книга П.Н.Краснова "Душа армии". В ней тоже присутствует искомая цитата, правда с отсылкой не к Луначарскому, а к некоей "красноармейской памятке".



Однако, П.Н. Краснов не был первооткрывателем данной памятки, 10 сентября 1926 года (т.е. до процесса Коверды) та же памятка цитировалась в статье Новика "Красная армия" (газета "Возрождение", Париж)


15 октября того же года другой вариант той же статьи был напечатан на немецком языке в швейцарском журнале "Allgemeine schweizerische Militärzeitung". Автор пожелал сохранить анонимность. Так как публикация "Возрождения" более ранняя, а швейцарская публикация существенно более полная, предположим, что у обеих статей был общий первоисточник.
Впрочем, нет особого смысла углубляться в поиски памятки, так как следующий след снова возвращает нас к Луначарскому.

След 3:
10 мая 1923 года Морис Конради убил в Лозанне советского дипломата В.В.Воровского. На суде, состоявшемся в ноябре того же года, сообщника Конради Аркадия Полунина защищал адвокат Теодор Обер. Речь на процессе прославила его, не в последнюю очередь потому, что Полунин (как и Конради) был в итоге оправдан (таким образом, мэтр Недзельский шел уже проторенной дорогой, но с меньшим успехом: Коверда был осужден). На волне успеха Обер в 1924 году основал "Международную антикоммунистическую Лигу" (более известную как "Лига Обера"). Речь Обера была издана в 1924 году в Белграде:


Итак, впервые у нас появилось конкретное указание на источник. Следует, однако, учитывать, что Обер произносил свою речь на французском. Вот оригинал:
Et la cause? Lounatcharsky va vous la dire: voici les paroles qu'il a prononcées dans une conférence intitulée: « Pourquoi il ne faut pas croire en Dieu»:
Nous haïssons les chrétiens, même les meilleurs doivent être considérés comme nos plus grands ennemis. Ils prêchent l'amour du prochain et la miséricorde, ce qui est en contradiction avec nos principes. L'amour chrétien freine le développement de la Révolution. A bas l'amour du prochain! Ce qu'il nous faut, c'est la haine! Nous devons savoir haïr ; dans ce cas nous pourrons conquérir l'univers.
Согласно гугльбуксу и Галлике именно французский текст наиболее широко распространился в середине 20-х г.г., немецкие и английские варианты были его переводами. Но даже у авторов, пытавшихся ссылаться на источники, "цитата Луначарского" обходится без ссылки.


Но мы несколько отвлеклись. За неделю до того, как Обер произнес свою речь схожие пассажи прозвучали в показании свидетельницы Марии Каллаш (она давала показания 8 ноября, ниже отрывок из отчета, опубликованного 14.11.1923 года в рижской газете "Сегодня"):


Что говорил Луначарский?
Воззрения наркома на религию отражены в частности в книгах "Почему нельзя верить в бога?", "Об атеизме и религии", "Религия и просвещение", с которыми желающие могут ознакомиться. Хотя воспроизведенную в этих сборниках лекцию "Почему нельзя верить в Бога?" (что близко по названию к заявленному Обером источнику) Луначарский читал в 1925 г., можно, конечно, быть уверенным, что он выступал с подобными лекциями и прежде.
Единственная пока обнаруженная мной цитата Луначарского о ненависти к христианству звучит так:
Гёте признавался, что знак креста ему ненавистен. Так думали многие лучшие представители молодой буржуазии. Мы еще крепче и последовательнее ненавидим и отвергаем христианство и все учения, его подготовившие, и всякую дистилляцию из него, которой до сего дня занимаются упадочники всякого колера.
Это отрывок из статьи "Горький", которая была опубликована в "Известиях" в сентябре 1932 г., т.е. через девять лет после того, как Обер произнес свою речь.

В защиту наркома.
Еще в советские времена обсуждаемая цитата минимум дважды разоблачалась в советских публикациях. В 1976 году И.Ф.Рекуц в книге "Философские проблемы критики религии в атеистическом наследии А.В. Луначарского" писал:
... в этих словах, клеветнически приписываемых Луначарскому, якобы особенно отчетливо выявляется антигуманная направленность коммунистической морали. Беспочвенность подобных измышлений антикоммунистов очевидна, поскольку в них искажаются принципы марксизма в в отношении к религии.
При этом Рекуц ссылается в качестве источника лжецитаты на вышедшую в 1929 г. книгу хорошо известного нам философа Н.С.Арсеньева "Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwart in ihren geistigen Zusammenhängen" (1929). Ту же цитату можно встретить и в статье Арсеньева "Большевизм и религия". Но Арсеньев вряд ли является первоисточником, он наверняка воспользовался публикациями речей Обера или Недзельского.
Е.Вистунов в книге "Приглашение в западню" (1984) сообщает нам, что:
... отрывок был опубликован на страницах антикоммунистической брошюрки «Большевистский интернационал против религии», вышедшей в Женеве в 1925 году. Автор ее, Марк Крамер, приписал тогда эти слова А. В. Луначарскому, якобы произнесшему их в «одном публичном выступлении». «Ошибка» была не случайной, а глубоко продуманной акцией: дискредитировать в глазах общественного мнения Запада ленинскую политику партии в отношении религии... Фамилию же одного из видных деятелей партии, наркома просвещения, действительно выступавшего на религиозных диспутах, автор брошюры, конечно же, провокационно использовал для того, чтобы это запугивание прозвучало с особой силой.
Эта атрибуция ближе к истине. Женевский химик Марк Крамер был одним из сооснователей "Лиги Обера" и взял цитату либо из речи самого Обера, либо из общего с Обером источника.

Автора!
1923 год ознаменовался гонениями на церковь в России (арест патриарха Тихона, подготовка к суду над ним, активность "обновленцев"), что тщательно регистрировалось, разумеется, эмигрантской прессой. Я частично просмотрел подшивки "Руля" и "Нового времени", но в десятках статей, посвященных церковному вопросу в большевистской России "цитаты" Луначарского не нашел. Если бы она была к тому времени на слуху, то почти наверняка хотя бы в одной из статей ее бы вспомнили.
Конечно, возможно, что ее первоисточником все же является какая-то более маргинальная или менее щепетильная русская эмигрантская газета. Но не исключено, что Обер попросту воспользовался показаниями свидетельницы Каллаш, несколько дополнив и расцветив их.
Закончу отрывком из мемуаров Ю.И.Лодыженского "От Красного Креста к борьбе с Коммунистическим Интернационалом" (Лодыженский в 1923 году помогал Оберу готовиться к процессу, а затем участвовал в создании "Лиги Обера"), который хоть и не прибавляет ясности относительно авторства цитаты, но закольцовывает сюжет:
Среди многих писем, которые Обер получает почти ежедневно по поводу предстоящего процесса, пришло и письмо известного русского писателя Арцыбашева. Арцыбашев не смог сразу покинуть Россию после большевистской революции и, пережив красный террор и прочие преступления коммунистов, проникся звериной ненавистью к красным. Поселившись в Варшаве, он всячески пытался привить эту ненависть участникам местного кружка русской эмигрантской молодежи. В числе этих молодых людей оказался Борис Коверда, расплатившийся с Войковым...

Теги: ,

32 комментарии или Оставить комментарий
promo varjag_2007 сентябрь 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
Comments
sozecatel_51 From: sozecatel_51 Date: July 25th, 2015 10:00 pm (UTC) (Link)
Луначарский такого мог и не говорить, но ПРАКТИКУ-то большевистскую куда девать? А в ней ненависти ко Христу и православеыым было поболее, чем в цитатке. Луначарский вообще-то был редкий пошляк и очень недалекий человек. Ему бы учителем эстетики где-нить в Урюпинской гимназии служить. Или литературным критиком третьего эшелона. Помните дневники Чуковского? С каким остроумием и юмором рассказывал тов. Луначарский историю о людоедстве двух беспризорников?
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: July 25th, 2015 10:08 pm (UTC) (Link)
ссылочку можно?

Лично я, работая с архивами, предпочитаю пользоваться реальными источниками, а не мифами.
sozecatel_51 From: sozecatel_51 Date: July 26th, 2015 09:38 am (UTC) (Link)
Правильно. Только так и надо. Вот источник: Дневник. Т.1 1901-1929
2-й день Рождества 1920 г.
.
Пересказ Чуковским рассказа Горького, у которого Крокодил Тараканович Бармалей как-то раз сумерничал: "Смешно Лунач. рассказывал, как в Москве мальчики товарища съели. Зарезали и съели. Долго резали. Наконец один догадался: его за ухом резать нужно. Перерезали сонную артерию — и стали варить! Очень аппетитно Луначарский рассказывал. Со смаком".

Дневники - Т.1 и Т.2 есть в Сети
Там еще почитайте- ахнете. Как Чуковский ради развлечения дам в крематорий их водил - "на сеанс". И как в глазок все смотрели и веселились (1921г.) И много всего проТчего.
Марина Аристова From: Марина Аристова Date: July 26th, 2015 02:23 pm (UTC) (Link)
То есть, Чуковский рассказал, что было смешно, как Горький рассказал то, что рассказал Луначарский? Так может, это у Чуквского что-то с восприятием не то?
From: makanom Date: July 26th, 2015 12:50 am (UTC) (Link)
Пропустили тот факт, что Луначарский у себя в кабинете портрет царя не завешивал принципиально А о ненависти к религии в дневниках нет ничего


Edited at 2015-07-26 12:55 am (UTC)
sozecatel_51 From: sozecatel_51 Date: July 26th, 2015 09:51 am (UTC) (Link)
Чувство ненависти едва ли было знакомо тов. наркому. Он был прирожденный пародист. Вот пожалте: Гимн безбожников. Сочинено для Союза безбожников "им. тов. Минея Губельмана" ("Ярославского"):
«Когда бы на троне, над тучами тверди
Сидел бородатый торжественный бог;
Когда б под землею зловонные черти
Бодались кинжалами бронзовых рог;
Когда бы святые и ангелов хоры
Кадили и пели в лимонном раю;
А грешники выли, с проклятием взоры,
Вперяя в кромешную вечность свою, –
Была б по истине потеха
Была б причина для войны,
И мы б метнули бомбу смеха
В лазурь надзвездной стороны, –
И ловко тучи прокламаций
В тартарары метнули б мы:
"Довольно, братцы, ламентаций!
Вон из тюрьмы,
Вон из тюрьмы" –
Мы б воевали, атеисты,
Как против княжеских дворцов,
Против святых, против пречистой,
Против крестов, против творцов.
И был бы наш поход неистов,
Поход активных атеистов,
Наш гордый гимн звучи, звучи,
Как меч о вражии мечи».

Пошляк-с. Но "интенция" прослеживается)))
vlad_history From: vlad_history Date: July 26th, 2015 05:48 am (UTC) (Link)
Странно. Сомневаюсь, что этот человек, когда-нибудь слышал Луначарского. И это"редкий пошляк и очень недалекий человек" не может говорить человек, не кривя душой. Мой отец слышал Луначарского и очень восхищался его умом. Автор, по-видимому, не критично транслирует чье-то мнение. Теперь. Для революционеров типа Ленина и Троцкого церковь (не религия), естественно, представляла опасность, как организация принципиально способная быть центром концентрации оппозиции. Недаром Л.Д Бронштейн говоря о казачестве подчеркивал, что это сословие способно к самоорганизации и поэтому ДОЛЖНО БЫТЬ УНИЧТОЖЕНО. Это относительно любых форм организации общества помимо большевиков-революционеров. И практика большевистская была разной. Одни выходцы из еврейской диаспоры ненавидели православие как враждебную секту иудаизма, а други как Сталин относились к православию вполне терпимо и в 1944 г восстановили Патриаршество. Так что sozercatel не брюзжите по-стариковски."Не судите да не судимы будете!"
sozecatel_51 From: sozecatel_51 Date: July 26th, 2015 09:27 am (UTC) (Link)
Зайдите на его сайт (Луначарский), почитайте его пиесы, критику. Особенно пиес. Вы ахнете от безумия автора. Все в открытом доступе, послушайте выступления в АН (они есть на Ютьюбе) - на том же сайте "Луначарский". Часто мы любим кого-то просто по инерции, плохо себе представляя, кого именно мы любим)))) Да портрет Царя не снимал. Но это по особому роду позы. Да и наверное, если снять портрет, образовывалась "эстетическая дыра"
sozecatel_51 From: sozecatel_51 Date: July 26th, 2015 10:24 am (UTC) (Link)
А вот и про портрет Царя:
Чуковский Дневник. Т.1 - 1901-1929
"14 февраля 1918. У Луначарского. Я видаюсь с ним чуть не ежедневно. Меня спрашивают, отчего я не выпрошу у него того-то или того-то. Я отвечаю: жалко эксплуатировать такого благодушного ребенка. Он лоснится от самодовольства. Услужить кому-нб., сделать одолжение — для него ничего приятнее! Он мерещится себе как некое всесильное благостное существо — источающее на всех благодать: — Пожалуйста, не угодно ли, будьте любезны,— и пишет рекомендательные письма ко всем, к кому угодно — и на каждом лихо подмахивает: Луначарский. Страшно любит свою подпись, так и тянется к бумаге, как бы подписать. Живет он в доме Армии и Флота — в паршивенькой квартирке — наискосок от дома Мурузи, по гнусной лестнице. На двери бумага (роскошная, английская): «Здесь приема нет. Прием тогда-то от такого-то часа в Зимнем Дворце, тогда-то в Министерстве Просвещения и т. д.». Но публика на бумажку никакого внимания,— так и прет к нему в двери,— и артисты Имп. Театров, и бывш. эмигранты, и прожектеры, и срыватели легкой деньги, и милые поэты из народа, и чиновники, и солдаты — все — к ужасу его сварливой служанки, которая громко бушует при кажд. новом звонке. «Ведь написано». И тут же бегает его сынок Тотоша, избалованный хорошенький крикун, который — ни слова по-русски, все по-французски, и министериабельно-простая мадам Луначарская — все это хаотично, добродушно, наивно, как в водевиле. При мне пришел фотограф — и принес Луначарскому образцы своих изделий— «Гениально!» —залепетал Л. и позвал жену полюбоваться. Фотограф пригласил его к себе в студию. « Непременно приеду, с восторгом». Фотограф шепнул мадам: «А мы ему сделаем сюрприз. Вы заезжайте ко мне раньше, и, когда он приедет,— я поднесу ему В/портрет... Приезжайте с ребеночком,— уй, какое цацеле». <...>
В Министерстве Просвещения Лунач. запаздывает на приемы, заговорится с кем-нибудь одним, а остальные жди по часам. Портрет царя у него в кабинете — из либерализма — не завешен. Вызывает он посетителей по двое. Сажает их по обеим сторонам. И покуда говорит с одним, другому предоставляется восхищаться государственною мудростью Анатолия Васильевича... Кокетство наивное и безобидное".
sozecatel_51 From: sozecatel_51 Date: July 26th, 2015 10:06 am (UTC) (Link)
1. В 43-м, а не 44. А до сей поры измывались всласть. К 32 году остаался один-единственный храм в Москве, на котором оставался колокол - колокольный звон дюже раздражал и бесил "ухи" кремлевских товарисчей. О-о-о-очень любопытный феномен! И обыденный. для тех. кто в курсе)))) Остался он один и то, только потому что храм на Воробьевых горах относился к Московской области, а у областных товарищей до него руки не дошли. В общем, был запрет на звон.
2. Это известная формула: "плохой Троцкий и хороший Сталин". До определенной поры эта "ленинская бригада" работала дружно и сплоченно. Да были известные различия во взглядах. Но до определенной поры они не были резко обозначены. А в год великого перелома - в 1929-м, "сталинском" - началась сущая вакханалия и храмов порушили больше, чем при Ленине и над верующими издевались уже совсем в открытую под прикрытием УК. Издеваться над верующими можно было, а тронуть издевающихся - ни-ни!
3. И еще: плохо Вы читаете Ленина. То есть, вообще, судя по всему, не читали, а то бы непременно вспомнили, как Ильич о Боге и религии отзывался. Напомню: "Религия есть вид труположства, духовной сивухи и т.д." Писано еще ДО известных событий.
vlad_history From: vlad_history Date: July 26th, 2015 05:37 pm (UTC) (Link)
И это никак не противоречит тому, что я написал. Вам что нравится собирать негатив? Собирайте, только не забудьте побеспокоиться о своем здоровье.
sozecatel_51 From: sozecatel_51 Date: July 26th, 2015 10:50 am (UTC) (Link)
И еще об тов. "Лупанарском" (как называли его порой товарищи по партии):
Специяльно для Вас!
В лекции перед студентами Московского университета, прочитанной как раз в 1925 году, Луначарский сформулировал тезис, который и послужил основой содержания нового гимна безбожников: «Если бы он, т.е. Бог, действительно существовал, и сидел на каких угодно престолах, и был бы окружен сонмом каких угодно ангелов, и гремел громами, то современный человек все равно должен был бы ему сказать: "Ты тиран, и признавать тебя я все равно не могу, так как я не раб, а свободный человек!" Если бы такой человек сидел в раю, то он там должен был бы устроить революцию такую же, как на земле, так как в аду сидят грешники, которые попали в ад не по своей вине, а по вине бога, не сумевшего создать такой мир, в котором не было бы греха».
Любопытненький штришочек к портретику. Не находите ли?))))
vlad_history From: vlad_history Date: July 26th, 2015 05:34 pm (UTC) (Link)
не находите соответсвие тому ,что я написал ранее?
rusilver From: rusilver Date: July 26th, 2015 05:04 am (UTC) (Link)
Однако, ничего из написанного не доказывает, что Луначарский не говорил этих слов. Если автор не нашел - скорее всего, он плохо искал. Бритва Оккама, так сказать.
svjatoy From: svjatoy Date: July 26th, 2015 05:22 am (UTC) (Link)

Такие рассуждения ...

... сильно напоминают анекдот про "аппарат изнасилования".
32 комментарии или Оставить комментарий