varjag_2007 (varjag_2007) wrote,
varjag_2007
varjag_2007

Category:

Гоголь как символ украинской антиевропейскости


Новая украиноцентричная как история, так и литература, требуют и новых героев и гениев. Наши люди, забыв как-то, что хотя мы и народ со ста сорокатысячелетней историей, продолжаем поклоняться чуждым кумирам. Об этом в либерально-интеллектуально-европейской газете "День" пишет проФФесор "Острожской академии" сам Петр Кралюк. Его возмутило, что украинцы вместо того, чтобы отмечать 200-летие выдающегося (гораздо более, чем Гоголь) польского поэта Юлиуша Словацкого, собираются отмечать юбилей какого-то там Гоголя. Он пишет, что ситуция с празднованием этих юбилеев прекрасно иллюстрирует цену ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫХ устремлений украинских чиновников. Ведь Гоголь - "зачарован" на Восток (какой ужас!), на Россию, а Юлиуш Словацкий - человек западноевропейской культуры и образования.

Подумали ли наши гуманитарные чиновники, как мы должны интерпретировать жизнь и творчество этого писателя в контексте нынешних реалий? Потому что тот «интеллектуальный багаж», который имеем, припал пылью еще с советских времен. За годы независимости с Гоголем у нас как-то «не сложилось». С одной стороны, имеем примитивные предновогодние мюзиклы по мотивам «Ночи перед рождеством» и «Сорочинской ярмарки», которые не только далеки от понимания творчества Гоголя, но и насмехаются над украинцами. С другой, видим не менее примитивное представление Гоголя «нашим» украинским писателем (какой ужас!!!). Отсюда украиноязычные переводы произведений Гоголя, якобы научные исследования о его украинскости. Сейчас нас ждет социальная реклама на телевидении «Гоголь об Украине». Ходили в свое время слухи, что в Украине намереваются экранизировать «Тараса Бульбу», даже пригласить на главную роль какую-то звезду мирового кино. Конечно, из этого получился большой пшик. Зато россиянин Владимир Бортко (правда, с украинскими корнями, а заодно и член российской компартии) экранизировал «Тараса» со «звездами» росукркино. Ну, чем не символ единства великороссов и малороссов?

Известно, у украинцев есть немало оснований считать Гоголя своим. Другая вещь — в чем заключалась эта «родственность». Да, Гоголь родился в Украине, на Полтавщине. И отец его, и мать были украинцами. Отец даже писал пьесы на украинском языке, сюжеты из которых потом использовал его сын. Детские и юношеские годы писателя прошли в украинской среде. Рядом с «высоким» российским языком, который звучал в школе, государственных учреждениях, «высоких» обществах, писатель слышал и украинский язык, которым, по большей части, пользовались простые люди. Он даже общался на нем. Сохранилась записка Гоголя к Богдану Залескому, написанная на украинском языке. И украинская стихия в произведениях писателя чрезвычайно сильна. Он не только использовал украинскую лексику, но и перекручивал русские слова на украинской манер. В общем, язык его произведений далек от классических образцов языка русского.

Родители Гоголя были типичными малороссиянами, носителями малороссийского сознания. Происходили из бывших казаков, которые получили русское дворянство. Эти люди стремились приспособиться к условиям имперской жизни. Для них Российская империя имела ценность, поскольку гарантировала определенную стабильность, давала возможность безбедно существовать.

Закономерно, что родители Гоголя воспитывали сына в духе имперской лояльности. У писателя не найдем резко критического отношения к Империи, как это видим, например, у Шевченко. Вершиной демонстрации верноподданства являются гоголевские «Избранные места из переписки с друзьями», которые производят далеко не лучшее впечатление. Известно, что в комнате матери писателя рядом с иконами находился портрет Екатерины II. Поэтому образ этой императрицы не раз встречается в повестях Гоголя.

Как бы это ни было неприятно слышать «сознательным украинцам», но Гоголь не мыслил Украину за рамками Империи. У него вы не найдете антиимперских мотивов. Скорее всего, наоборот. В «Ночи перед рождеством» рассказывается, что добрая царица Екатерина II милостиво принимает украинских казаков, которые демонстрируют ей верноподданные чувства, и дарит кузнецу Вакуле свои туфельки. Герой «Пропавшей грамоты» везет царице в Петербург грамоту. Это для него имеет большой смысл, и он согласен играть в карты с ведьмой, чтобы дело было доведено до конца. В повести «Портрет» императрица провозглашает длинную речь, в которой говорится о том, что только в условиях монархической власти могут процветать искусства. Хотя имя Екатерина не называется, сомнений никаких нет: писатель писал именно о ней. А теперь вспомните, как характеризовали Екатерину II кирилло-мефодиевцы, в частности, Шевченко. Для них она была едва ли не наибольшим врагом, поскольку разрушила Сечь.

 

В контексте некоторых произведений Гоголя прочитывается, что малороссы (украинцы) — этакие дети Империи. Они по-детски наивны, не осознают своих реальных интересов. Показательным является известный сюжет из «Ночи перед рождеством», когда кузнец Вакула летит на черте в Петербург за туфельками для своей привередливой любимой. Большинство воспринимает эту историю как этакую смешную рождественскую сказку. На первый взгляд, это действительно так. Однако Гоголь не был бы Гоголем, если бы не спрятал в этой сцене определенную символику. Эта история — своеобразное издевательство над земляками-малороссами. Ради какой-то мелочи (в целом ненужной, но эффектной) они готовы служить черту и падать в ноги царице Екатерине, умолять ее. При этом забывая не только о национальных, но и сословных интересах. Ведь казаки, приехав в Петербург, обращаются к царице, прося за «всех казаков». Но Вакуле не до того! Ему бы получить туфельки.

В представлении гоголевских героев католицизм — не христианство, а что-то враждебное ему. В «Вечере накануне Ивана Купала» отец Афанасий объявляет: мол, кто сойдется с нечистым Басаврюком, того будут считать «за католика, врага Христовой церкви и всего человеческого рода». Случается, Гоголь показывает поляков в шаржированном, смешном виде. Например, в упомянутом произведении читаем следующее: «...к Коржу повадился ходить какой-то лях, обшитый золотом, с усами, с саблею, со шпорами, с карманами, бренчащими, как звонок...» Католики изображаются, словно какие-то нечестивцы. В «Пропавшей грамоте» герой обращается с такими словами к ведьмам: «...будь я католик, когда не переворочу свиных рыл ваших на затылок!» Едва ли не самым большим грехом поляков и, соответственно, католиков является то, что «ходят по Украйне ксензы и перекрещивают казацкий народ в католиков» («Страшная месть»). Именно в «Страшной мести» есть очень карикатурный образ поляков: «На пограничной дороге, в корчме, собрались ляхи и пируют уже два дни. Что-то немало всей сволочи. Сошлись, верно, на какой-нибудь наезд: у них и мушкеты есть: чокают шпоры, брякают сабли. Паны веселятся и хвастают, говорят про небывалые дела свои, насмехаються над православьем, зовут народ украинский своими холопьями и важно крутят усы, и важно, задрав головы, разваливаются на лавках. С ними и ксендз вместе. Только и ксендз у них на их же стать, и с виду даже не похож на христианского попа: пьет и гуляет с ними и говорит нечестивым языком свои срамные речи. Ни в чем не уступает им и челядь: позакидали назад рукава оборванных жупанов своих и ходят козырем, как будто что-то путное. Играют в карты, бьют картами один другого по носам. Набрали с собою чужих жен. Крик, драка!.. Паны беснуются и отпускают штуки: хватают за бороду жида, малюют ему на нечестивом лбу крест; стреляют в баб холостыми зарядами и танцуют краковяк с нечестивым попом своим».

Подобные антипольские мотивы в литературе были очень уместны в то время для российского самодержавия. Не удивительно, что Гоголь, вопреки некоторым нюансам, имел серьезную поддержку со стороны царской власти — не только моральную, но и материальную.

Кое-кто готов трактовать «Тараса Бульбу» как своеобразный гимн украинскому казачеству. На первый взгляд, это действительно так. Но если рассмотрите другие произведения Гоголя, то увидите определенную вынужденность этого гимносозидания. Отмечая отвагу казаков, их военные таланты, Гоголь не раз и не два ведет речь об их лени, пьянстве. Говорит и о том, что они живут разбоем.

Говорит писатель и о неумении казаков, точнее их потомков, распорядиться властью.
Гоголь прекрасно понимал украинскую ментальность. По крайней мере, намного лучше наших «громких» теоретиков-патриотов. И исходя из этого понимания, в художественных произведениях моделировал деяния своих земляков. Писатель не был от них в восторге. Поэтому пытался бежать — либо в Петербург, либо в Москву, либо за границу. Приезжая на родную землю, быстро покидал ее. Правда, за такое отношение ему пришлось... жестоко поплатиться.

дорога украинца в Петербург — это чертова дорога. Не намекал ли Гоголь на свою судьбу, когда он, ради карьеры, отправился в столицу? В «Ночи перед рождеством» Вакула получает в Петербурге то, что хочет, — туфельки с ног царицы. Но ему в этом помогает черт. Это, конечно, можно воспринять как юмор. И действительно, определенная доля юмора в подаче этого эпизода есть. Однако данный эпизод несет далеко не юмористическую нагрузку. Автор (сознательно или бессознательно) подводит к мысли, что в Петербурге без помощи черта ничего не достигнешь.

Возможно, для Гоголя таким «чертом» стал Пушкин, который подбрасывал ему сюжеты и делал из Гоголя великороссийского писателя? Гоголь бросает писать «Гетмана» и пишет при поддержке Пушкина «Невский проспект», по его подсказке — «Ревизора», в конце концов, «Мертвые души». Последнее произведение буквально измучило писателя. Он его несколько раз переделывал, даже сжигал.

Оторванность от родной земли, жизнь в неприветливом Петербурге, в конце концов муки творчества, своеобразная душевная раздвоенность писателя не могли не повлиять на его здоровье, в том числе и психическое.

Я думаю, не устраивать шумно-дилетантское празднование юбилея Гоголя нужно, а задуматься над теми уроками, которые дал нам писатель. Это глубоко трагическая фигура, которая не сумела реализовать свой талант в Украине и вынуждена была идти зарабатывать славу и деньги к россиянам. А разве сейчас мало таких гоголей? Не пора ли перестать увлекаться разными современными «гоголенятами», которые не перестают нас смешить и поучать с экранов телевизоров, из радиоприемников и с газетных полос? Не пора ли поставить их на место и попытаться стать не россиянами, американцами, космополитами и еще Бог знает кем, а самими собой?

Да, нам, украинцам, Гоголя нужно читать — не только его произведения, но и о нем. И пытаться понять этого автора, как, в конечном итоге, и самих себя. Для нас Гоголь должен стать зеркалом, в котором видны собственные недостатки. Туда нужно заглядывать хотя бы для того, чтобы избавиться от них.

 

Tags: гоголь, идентичность, литература, россия, украина
Subscribe

promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments