?

Log in

No account? Create an account
Записи Друзья Календарь Личное дело Предыдущая Предыдущая Следущая Следущая
Рок-лоботомия: : диктатура уныния, бездарности и вторичности и рспад СССР - И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
Хроники Рагнарёка
varjag_2007
varjag_2007
Рок-лоботомия: : диктатура уныния, бездарности и вторичности и рспад СССР

Краткое содержание предыдущей серии. В 80-е западная рок-музыка использовалась для взлома советского массового сознания и доведения страны до самоубийства. Этот эффект едва ли мог быть достигнут без участия Центрального телевидения.

…Некоторые читатели усомнились: разве можно приравнивать гитары и кассетные магнитофоны к таким системным факторам, как цены на нефть, продовольственный дефицит и очереди, Ош и Сумгаит, Спитак и Чернобыль? Можно. И вот почему. Всё то, что усилиями либерального консенсуса принято считать смертельным для СССР диагнозом, — это ведь, в сущности, никакой не диагноз. Перенесите его, как трафарет, с 1989-го года на 1947-й. Нужно продолжать?

СССР развалился не из-за отсутствия еды, а потому, что была проиграна война мировоззрений. А война мировоззрений была проиграна не без прямого участия импортной и домашней массовой культуры, наиболее деструктивной частью которой была и остаётся рок-музыка.

Поэтому продолжим отслеживать коррозийное влияние рока на советское/российское общественное сознание. С картинками. С примерами. С пояснениями. Откуда у автора такая дерзость? Кто дал ему право мешать с грязью Гребенщикова и записывать Цоя в агенты ЦРУ? Поверьте, автор в теме. Просто поверьте автору на слово. «Всё не так однозначно».

***

Одно из самых недооценённых изобретений ХХ века — это ударная установка, проще говоря, концертные барабаны. Неизвестный умелец, который первым догадался расположить рабочий, бочку, хэт, тарелки таким, кажется, идеальным по компоновке образом, достоин Нобелевской премии. Серьёзно. Он создал ядерное психологическое оружие. До той поры ритмический рисунок любой песни выступал лишь своеобразным фоном для мелодии. С появлением ударной установки ритм, ритм-секция стали значить в музыке больше, чем мелодия, больше, чем, собственно, музыка, больше, чем текст.

Секрет любого популярного рок/поп-произведения, в сущности, довольно прост. Это повторение. Именно повторение, навязчивое воспроизведение (тактов, куплетов, припева, музыкальных фраз) — вот то, что заставляло девушек на концерте «Битлз» биться в экстазе. Это и вправду имеет что-то общее с сексом (rock and roll). Грубое, но верное определение: рок-музыка — лучший способ трахать мозги. Этим рок-музыка принципиально отличается от джаза, парижского шансона, классической музыки. Повторное воспроизведение коротких фрагментов — самый эффективный метод погружения человека в транс, упорядочивания человеческой общности. Это справедливо для агитации и пропаганды, во все времена основанной на повторном воспроизведении смыслов. Это справедливо для массовой музыкальной культуры. Повторение — мать учения.

Ритм-секция — невидимый маятник, чьи колебательные движения настраивают человеческую массу, толпу на нужную частоту. Барабанный рисунок есть постоянный повтор: бочка, бочка, рабочий, бочка, бочка, рабочий и параллельно — хэт, хэт, хэт, хэт, хэт, хэт. Секрет же такого магического воздействия — в одномоментном звучании басового барабана и бас-гитары. У музыкантов есть для этого простое определение — «кач» (сильная доля у баса и барабанов «попадают друг в друга»). Хорошая ритм-секция (сыгранные басист и барабанщик), как сказал один мой знакомый, «бьёт прямо в грудь», она обеспечивает 90% успеха любой группы, выступает эта группа на «Уэмбли» или в дешёвом кабаке. Каждый, кто хотя бы раз присутствовал на живом концерте, поймёт, о чём речь.

Это тоже, наверное, можно объяснить научно. Можно порассуждать о воздействии низких частот на психику. Но скорее, тут речь о некоем глубинном, подсознательном, племенном инстинкте, доставшемся каждому из нас от доисторических предков, которых звуки тамтамов собирали у первобытных костров.

На дискотеке или на стадионе барабаны и бас — мощнейший способ невербальной мобилизации масс, способ заставить сердца биться в одном ритме. Именно поэтому без уличных концертов уже лет 30 не обходится ни одна революция.

Американцы довольно быстро поняли, насколько это перспективная штука. После Вьетнама охватившая их общество депрессия вылилась в бесконечные уличные фестивали (вудстоки и пр.), каждый из которых можно было считать лабораторией по изучению поведения толпы. Оптимизм вернувшихся с победой бэби-бумеров тогда сменился депрессией и эскапизмом 60-х. Все их хиппи, металлисты, панки — проекция, эхо экономических кризисов и войны во Вьетнаме.

Важно: рок-музыка — это диктатура минорных тональностей. Весёлые послевоенные битловские облади-облада быстро утонут в нудных, как зубная боль, гитарных партиях Цепов, Перплов, Флойдов. Рок — это, как правило, тоска, недовольство, агрессия.

***

Теперь перенесёмся в поздний СССР. Вместо вьетнамского синдрома у русских — афганский. Но суть та же. Депрессия, разочарование, утрата веры в собственные силы и в казавшееся ещё вчера светлым будущее. В первую очередь это касается главного революционного сословия — молодёжи. Власть не в состоянии предложить ей убедительную концепцию завтрашнего дня. Власть сама потеряла веру в себя. С этой точки зрения главная причина гибели СССР, конечно, разложение управленческой элиты, предательство элитой интересов народа, поражение элиты в войне мировоззрений. «Великое рок-н-ролльное надувательство» (термин Ильи Кормильцева) — следствие такого поражения, а не его причина, конечно.

Придурочный хрущёвский лозунг «догнать и перегнать Америку» при последующих руководителях превратится в не менее идиотскую концепцию «социализма с человеческим лицом» или в абсурдный тезис о «конвергенции двух систем». Эта злосчастная конвергенция и научила советское общество сначала интересоваться, потом уважать, а в конце концов, и любить своего врага. То, что началось с повального увлечения Хэмингуэем (когда Лера Новодворская была ещё маленькой), увенчается концертом «Металлики» на руинах СССР осенью 1991-го.

Я внимательно изучал американскую массовую культуру. Никогда, ни на одном этапе Холодной Войны американцы не впадали в аналогичную очарованность. Русский (неважно, Толстой, Достоевский или какой-нибудь подзаборный Цой) в их массовой культуре — всегда источник опасности, всегда враг. Так было, есть и будет. Мы же шли по совершенно иному пути. Вспомните ковбоев из «Человека с Бульвара Капуцинов». Вспомните Пола Дика, американского журналиста из «ТАСС уполномочен заявить». Руководствуясь классовым подходом, мы искали и находили в Америке достойных людей, перестав в итоге обращать внимание на недостойных.

Вот почему все попытки советской пропаганды дать какой-то ответ влиянию западной культуры сводились в первую очередь к подражанию образцам западной культуры. Стараясь отвлечь обывателя от боевиков и вестернов, в СССР снимали свои боевики и вестерны. Чтобы отвлечь от рок-музыки, налаживали выпуск одомашненной, стерильной рок-музыки. Вот откуда родом всевозможные «земляне», юрии антоновы и, кстати сказать, макаревичи. Партийные идеологи 80-х были не в состоянии предложить обществу что-то новое, своё, революционное. Что-то подобное Дунаевскому/Лебедеву-Кумачу образца 1937-го:

Кто привык за победу бороться,

С нами вместе пускай запоёт,

Кто весел — тот смеётся,

Кто хочет — тот добьётся,

Кто ищет — тот всегда найдёт!

***

Таким образом, к началу 80-х и советская эстрада встала на путь культурной капитуляции. Это проявлялось во всём. Даже инструменты у гастролировавших по стране маститых эстрадных исполнителей были преимущественно импортными (хотя в СССР существовала целая индустрия по производству музыкальных инструментов и аппаратуры: гитар, синтезаторов, усилителей, — всё это погибнет в 90-е). Что уж говорить о самой музыке…

Надо заметить, изначально у советской эстрады (музыки для масс) были отличные оборонительные позиции. На эстраду работали замечательные композиторы, прекрасные поэты-песенники. Советская эстрада была сложна, многомерна, интеллектуальна. Оставаясь, в общем-то, низким жанром, она, тем не менее, тянула человека вверх. Лично мне нужно было пройти все этапы рок-н-ролльной деградации для того, чтобы начать ценить Александру Пахмутову. Дай ей Бог здоровья. Простите их и простите нас, Александра Николаевна!

Рок-музыка обошлась со всем этим многообразием так же, как уличный хулиган с интеллигентом-очкариком. Рок отменил любые тональности, кроме какого-нибудь дворового ля-минора (помните — по возможности, никакого мажора!). Рок отменил любые (свойственные, кстати, и русскому шансону, и, конечно, советской песне) размеры, кроме 4/4. Рок на годы вперёд впаял нам в мозг американскую схему «куплет-припев-куплет».

Тут надо оговориться. Если для американцев этот процесс был в значительной степени закономерен и не противоречил их культурной традиции (сыграйте «Металлику» на банджо, получите кантри), то для русских наступление рок/поп-музыки означало полное разрушение культурного кода, уничтожение культурной самобытности. Группа «Чайф», помнится, возмущалась:

На хрена уральский парень занимается тай-чи?

А на хрена ты, Володя Бегунов, вцепился зубами в чужую, обслюнявленную губную гармошку? На хрена твои гитарные риффы звучат так, будто Рабинович напел тебе Джимми Пейджа по телефону? Ты вообще понимаешь, что для любого американца вся музыка группы «Чайф» — натуральный цирк-шапито? Как китайский панк примерно. Никогда, даже в страшном сне, американец не начнёт подражать русскому Ивану, играть на балалайке и ложках. А мы занимались и занимаемся именно этим до сих пор.

Весь «русский рок» — драпчик с чужого плеча. Начиная с 80-х наши вкусы, наши предпочтения стёрты и прописаны заново.

Это и есть то, что профессор Гарвардского университета Джозеф Най назвал как-то «мягкой силой» — soft power. Я встречался с Наем в его офисе, и мы подробно говорили о том, что это такое, как это работает. Най упивается своей правотой и известностью. Имеет право, наверное. Он верит в непоколебимость американского лидерства. Мне запомнилась фраза: «Рок-музыка и кока-кола сделали для Америки больше, чем ядерное оружие». От «наевского» оружия больше всего пострадала, конечно, наша народная музыка. Но это отдельный разговор.

***

Итак, к 90-му году в СССР есть четыре центра рок-культуры — Москва, Ленинград, Свердловск, условная Сибирь. Каждый вносит свой уникальный вклад в разрушение страны. Ленинград — окно в Европу. То есть в первую очередь — канал проникновения фарцы.

Здесь интересно привести пример забытой уже иконы советского рок-движения Андрея Панова («Свинья», «Автоматические Удовлетворители»), родители которого, танцовщики Валерий и Лия Пановы (Шульман), много колесили по свету (в конечном счёте, осядут в Израиле). «Свинья», как и 99% деятелей рок-движения, не обладал никакими талантами, однако привилегированное положение родителей позволяло ему снабжать тусовку западными новинками и пользоваться в неформальской среде солидным авторитетом. Панов — показательный пример того, как бездарность становится знаменитостью, если быстрее других начинает барыжить подсмотренным за границей музлом, прикидом, стереотипами поведения. Поскольку в СССР не было Джонни Роттена и Сида Вишеза, Андрей Панов превращается в первого панка на деревне. И проблема даже не в том, что он мочится со сцены в зал или поёт о своём желании сдохнуть. Проблема в том, что до «Свиньи» это 150 раз сделали на Западе. «Свинья» безнадёжно вторичен. Но посмотрите, с каким почётом этого человека провожают на тот свет центральные каналы российского телевидения в 90-е!



Питерский рок-клуб — вообще очень тёмная история. Этот инкубатор для буйных дегенератов работал, как известно, под бдительным надзором госбезопасности. Чем руководствовались авторы эксперимента? Не напоминает ли это аналогичный опыт с выращиванием олигархов из ранних кооператоров, под чутким контролем тех же органов? Разогнать или просто иначе замотивировать этот клоповник было делом нехитрым. И ничего бы не случилось, земля бы не перевернулась. Все описанные выше технологии работы с массовым сознанием прекрасно известны «компетентным товарищам», известен их разрушительный потенциал. Почему ничего не было сделано? Как говорится, «меня терзают смутные сомнения». Кураторы курировали, курировали, да не выкурировали.

Питерский рок-клуб подарил стране трёх коней советского апокалипсиса: «Кино», БГ, ДДТ. Три сивых мерина: Цой, Гребенщиков, Шевчук. Равно бездарные, они тем не менее внесли разный вклад в общее дело. Слово «бездарность» тут ключевое, мы разберём его позже, когда доберёмся до текстов.

Как бы то ни было, вегетарианское блеяние про «старика Козлодоева» и даже заумное блеяние про «этот поезд в огне» всё же мало кому угрожали. Ну не просятся ноги в пляс, хоть ты тресни. То же самое можно сказать о юриных «чёрных фарах у соседних ворот», положивших начало музыкальной десталинизации. Иное дело — «Кино». Вот это были два мощных, два направленных взрыва: «Кино» и «Ласковый май». Инь и Янь конца перестройки.

На Цое, коль скоро в сотрудничестве с ЦРУ его обвинил сам депутат Фёдоров, стоило бы остановиться подробнее…

Продолжение следует
Источник

Теги: , , , , ,

143 комментарии или Оставить комментарий
promo varjag_2007 сентябрь 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
Comments
Page 1 of 4
[1] [2] [3] [4]
From: gloomy_ork Date: December 1st, 2014 06:54 pm (UTC) (Link)
Какой бред.....
zloblin From: zloblin Date: December 1st, 2014 08:01 pm (UTC) (Link)
Мало того, что бред, так там ещё и косяки по фактологии - мама не горюй.

Питерский рок-клуб подарил стране трёх коней советского апокалипсиса: «Кино», БГ, ДДТ.
=================================
Не было никогда никакого Питерского рок-клуба. Был Ленинградский. Это первое. Второе: БГ стал центральной фигурой русского рока ещё до того, как появился рок-клуб. зато почему-то обойдена "Алиса". Да и "Телевизор" был популярней ДДТ в 1980-х.

Ну а так - пахнуло забытой борьбой с роком. И хорошо забытой борьбой с джазом. Тоже, понимаешь, вражеская музыка.
deonnisi From: deonnisi Date: December 1st, 2014 07:05 pm (UTC) (Link)
Вам не надоело говорить банальности.разговоры о вторичности так называемого русского рока закончились к середине 90 полным согласием с данным утверждением.я конечно понимаю что для первоклассника таблица умножения невероятное открытие.)))))) но поверьте мне есть ещё дроби ....
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: December 1st, 2014 07:11 pm (UTC) (Link)
А по существу сказать нечего?
(Deleted comment)
zloblin From: zloblin Date: December 1st, 2014 08:01 pm (UTC) (Link)
А до того - с джазом...
tanatt From: tanatt Date: December 1st, 2014 07:11 pm (UTC) (Link)
писал полный идиот
Цой, шевчук и Гребенщиков - поэты, которые переживут столетия. Особенно Цой.

А Однако.орг забывают, закрыв окно браузера.

Да музыка нашего рок андеграунда щачастую была копиркой, это признают они сами,но это не имеет никакого значения, тк песня это не ритм )))

Edited at 2014-12-01 07:12 pm (UTC)
sl_lopatnikov From: sl_lopatnikov Date: December 2nd, 2014 02:17 am (UTC) (Link)
Вообще-то идиот вы. Потому что только идиот вообще не знакомый с тем, что такое поэзия, может принимать за нее тектсуевины типа:

Третий день с неба течёт вода,
Очень много течёт воды.
Говорят, так должно быть здесь,
Говорят, это так всегда.

Знаешь, каждую ночь я вижу во сне море.
Знаешь, каждую ночь я слышу во сне песню.
Знаешь, каждую ночь я вижу во сне берег.
Знаешь, каждую ночь...

Мы приходим домой к себе,
Люди ходят из дома в дом,
Мы сидим у окна вдвоем,
Хочешь, я расскажу тебе...

Edited at 2014-12-02 02:17 am (UTC)
ivs1958 From: ivs1958 Date: December 1st, 2014 07:13 pm (UTC) (Link)
Я бы назвал этот поток бессознательного каминаутом. Т.е. "Я дура и сейчас это докажу всем."
musashi8 From: musashi8 Date: December 1st, 2014 07:15 pm (UTC) (Link)

Бред

>американец не начнёт подражать русскому Ивану, играть на балалайке и ложках. А мы занимались и занимаемся именно этим до сих пор.
А если вспомнить, что и классическая музыка пришла в Россию из вражеской Европы, то только играть на балалайке и ложках-то и останется
From: r_r_a Date: December 1st, 2014 07:15 pm (UTC) (Link)
никогда не любил рок. никакой. какофония звуков и бездарные стихи плюс завывания дурными голосами под вой толпы.
mir_d From: mir_d Date: December 1st, 2014 08:34 pm (UTC) (Link)
Ну так продолжайте слушать Стасика Михайлова или блатное направление - там и музыка попроще, и тексты "чиста пра жысть нелёгкую", полные вселенского смысла.. Каждому своё.

Edited at 2014-12-01 08:35 pm (UTC)
kvakoshka From: kvakoshka Date: December 1st, 2014 07:19 pm (UTC) (Link)
Если это не шуточный пост, то Вы ебанулись окончательно.
starkov_blues From: starkov_blues Date: December 1st, 2014 07:23 pm (UTC) (Link)
Основа рока - это блюз.
Блюз - это тоска. Но не просто тоска, а тоска беспросветная, тоска зелёная.
И в этом смысле - блюз, и идущий из него рок - это очень русская музыка, ибо подлинная народная русская музыка - это тоска, грусть, скорбь и печаль.
"Эх, ухнем, ещё раз и ещё раз", "Разлука ты разлука, чужая сторона", "По диким степям Забойкалья,....бродяга судьбу проклиная", "Ой, то не вечор, то ни вечор, мне малым-мало спалось". - это всё блюз, это всё минор.
И поэтому рок так был притягателен для нас, ибо мы в нём слышали что-то нашенское, родное, что лежит в нашем генетическом коде.

А что касаемо русского рока - я всегда видел и слышал его вторичность, ибо как ни странно, но наши рок-музыканты так и не ухватили главное в роке - его блюзовую основу. Скорее всего по недостатку умения играть - русский рок просто поражает своей музыкальной безграмотностью, и именно от этого ощущение его вторичности. То есть, они понимали, что надо изображать некую тоску, но не умели эту тоску выразить музыкально через блюз.

При этом, при всей кажущейся своей простоте - блюз очень сложная музыка для исполнения.

К счастью, некоторые из них таки научились хорошо играть свою музыку, как Гарик Сукачёв, но блюзовая основа нашим рокерам так и не далась.
В этом смысле, Гарик Сукачёв подобен Оззи Осборну, который страстно хотел петь рок выбравшись из блюзовых оков, и нашедшим свой стиль рока в кельтской музыке. Точно также и Гарик свой стиль русского рока нашёл в смеси некоего городского блатняка и народных мелодий.

Edited at 2014-12-01 07:44 pm (UTC)
starkov_blues From: starkov_blues Date: December 1st, 2014 07:56 pm (UTC) (Link)
Я, кстати, стал много слушать джаз и классику исключительно потому, что меня, 13-летнего пацана, в 1976 году просто потрясла до глубины души "Обратная сторона Луны" Пинк Флойд, которую я слушаю до сих пор как в первый раз.
Сам БЛЮЗ я полюбил много позже, когда
а) немного стал взрослее (блюз - это музыка взрослых мужчин, при этом не надо путать возраст и взрослость)
б) окончательно слетели оковы СССР, и стало возможным найти всё разнообразие мировой музыки.
Это был примерно 87-88 год.
ploughlike_elk From: ploughlike_elk Date: December 1st, 2014 07:26 pm (UTC) (Link)
Смотри-ка, уже около 30 лет первым шедеврам русского рока, а мы все его слушаем. А кто вспомнит эту статейку и ее автора хотя бы через полгода?
zloblin From: zloblin Date: December 1st, 2014 07:52 pm (UTC) (Link)
Если и будут помнить - то только по так нелюбимой автором вторичности. Как статью "Алиса с косой чёлкой"
From: paulmal Date: December 1st, 2014 07:29 pm (UTC) (Link)
А кстати, кто автор-то?
ak747 From: ak747 Date: December 1st, 2014 07:29 pm (UTC) (Link)
Песни Русской весны: "Вставай, Донбасс", "Проснись, Новороссия", "Донбасский фронт" (Русский, русскому помоги)
http://ak747.livejournal.com/59057.html
Или альбом "Резолюция 1973" о Ливии
http://ak747.livejournal.com/25028.html

Это что, не рок-музыка?

И в то же время ельциноидный музыкант Ростропович (который, будь он жив, с 90% вероятностью поддержал бы укропоганцев) играл отнюдь не тяжмет...

Edited at 2014-12-01 07:29 pm (UTC)
zloblin From: zloblin Date: December 1st, 2014 07:49 pm (UTC) (Link)
Что, кстати, не отменяет того, что это действительно великий музыкант...
Серж Тантов From: Серж Тантов Date: December 1st, 2014 07:40 pm (UTC) (Link)
... времена повторяются... в Европе когда-то скрипку назвали дьявольским инструментом, а теперь - классическая музыка, под которую даже коровы молоком просто заливаются ))
... кто не вырос на попсе в детстве и не прожил подростковое время в роке/хеви/пауер и т.д. - тот никогда не оценит благотворное влияние музыки на себе...
... чисто субъективное мнение о рок музыке в данной статье... ))
noiseemitter From: noiseemitter Date: December 1st, 2014 07:48 pm (UTC) (Link)
Константин Семин, дурашка, завязывай с писаниной.
From: thagastan Date: December 1st, 2014 07:48 pm (UTC) (Link)
Родис и Эвиза умело воспользовались воздействием ритмов на подсознание. Совместное ритмическое пение, верчение в древности считали магией для овладения людьми, так же как военные маршировки и совместную гимнастику у йогов. Тантрические «красные оргии» в буддийских монастырях, мистерии в честь богов любви и плодородия в храмах Эллады, Финикии и Рима, танцы живота в Египте и Северной Африке, «чарующие» пляски Индии, Индонезии и Полинезии в прежние времена оказывали на мужчин не столько эротическое, сколько гипнотическое воздействие. Лишь много позднее психологи разобрались в сочетании зрительных ассоциаций – ведущего чувства человека в его ощущении красоты, прочно спаянного с эротикой, сотнями тысячелетий природной селекции наиболее совершенного. Гибкость и музыкальность женского тела недаром издревле сравнивалась с пляской змей. Будучи историком, Фай Родис отобрала все гипнотическое из древних танцев, и эффект оказался неотразимым,

И.А.Ефремов, Час быка.
143 комментарии или Оставить комментарий
Page 1 of 4
[1] [2] [3] [4]