varjag_2007 (varjag_2007) wrote,
varjag_2007
varjag_2007

Categories:

Академик Толочко: Творцами Российской империи были русские и украинцы

DSC04014

Мирослава БЕРДНИК

12 декабря 2013 года по случаю принятия 20-летия Российской Конституции в Российском центре науки и культуры в Киеве состоялась презентация книги выдающегося украинского ученого, академика Петра Петровича Толочко «Украинцы в России».

В своей книге Петр Петрович Толочко исследовал времена от 17-го века и Богдана Хмельницкого до советской эпохи и убедительно показал несостоятельность распространенного в новейшей современной историографии и публицистическом мифотворчестве тезиса, согласно которому Украина в XVII-XX вв. находилась на положении бесправной колонии России. Приведенные в книге факты неоспоримо свидетельствуют, что украинцы были  такими же творцами Российского государства, как и русские. Причем, во всех сферах жизни: в государственном строительстве, экономическом, научном и культурном развитии.

Эта работа  стала реакцией на так называемое новое прочтение истории Украины, расцветшее в годы независимости, когда наша общая  история с Россией была объявлена не «нашей».  Обретения превратились в потери, нерушимая дружба двух родственных народов стала извечной их враждой.

Да и никакие они, оказывается, не родственные  между собой.  Более  чем трехсотлетнее пребывание Украины в составе Российской империи, а затем и Советского Союза внезапно «прозревшими»  историками  было объявлено  ничем иным, как временем ее колониального существования. Согласно новейшим концепциям Украина была не субъектом истории, но объектом. Совершенно бесправным и вечно угнетаемым. Это трудно квалифицировать иначе, как  историческое невежество, поскольку историки, оплакивающие горькую долю украинцев, прекрасно знают, что особо унижаемыми и притесняемыми украинцы  никогда не были. Их положение было не хуже, а в целые цельные периоды и значительно лучше, чем положение русских, не говоря , о том, что российская общественная, да и имперская мысль не считала малороссов отдельным от русских народом. Поэтому русские не могли относиться к Украине, как к колонии.

И ярким подтверждением этому является тот факт, что малороссы, наравне с русскими, принимали участие в строительстве  Российской империи, потом Советского Союза - общего государства, становились канцлерами, министрами, сенаторами, крупными военачальниками, «ночными» императорами  и даже первыми руководителями, если вспомнить хотя бы выходцев с Украины Леонида Брежнева и Николая Подгорного. И, по существу, вплоть до обретения независимости не испытывали от своего малороссийства, с которым ныне призывают жестко бороться националисты, комплекса неполноценности.

Не менее значимым, чем в государственное строительство, был  вклад украинцев в формирование русской, вернее,  общерусской культуры. Воспитанники Киево-Могилянская академии, позже известные ученые, оказали огромное влияние на развитие русской культуры. Процесс интеграции в нее малороссийских интеллектуалов, начавшийся со времени вхождения Украины в состав России (и даже еще раньше, когда миссия в составе Феодосия Софроновича, Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого прибыла в в 1649 г. в Москву и царь Алексей Михайлович стал еще до Переяславской рады выделять на содержание Киево-Могилянского коллегиума значительное денежное довольствие) и продолжавшийся вплоть до развала Советского Союза в 1991 г., был столь органичным и глубоким, что сегодня совершенно невозможно, без оскорбления памяти наших знаменитых предков, разнести их деяния по национальным квартирам.

Ну, а именно ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович, впоследствии  ближайший сподвижник Петра I был идеологом имперских преобразований. Именно он дал определение императорской власти, как власти от Бога и назвал Петра I «министром Всевышнего», через «державное посредничество которого народ получает милость Божию». И именно с подачи Феофана Прокоповича в 1721 г. Решением Святейшего Синода Русской православной церкви Петр I удостоился титула императора, а Россия стала империей.

В XVIII в. епископские кафедры Русской православной церкви занимали около 90 малороссийских иерархов, служившие на всем государственном пространстве - от Киева, Москвы и Санкт-Петербурга до Новгорода Великого, Казани и Тобольска. И им же принадлежало и большинство мест в Святейшем Синоде. Поэтому не будет преувеличением сказать, что украинцы – являются полноправными участниками превращения России в империю. Империи, с которой «славних прадідів великих правнуки погані»  ведут сегодня непримиримую борьбу.

При внимательном изучении прошлого оказывается, что даже русский язык, являющийся ныне яблоком раздора между «сознательными» и «несознательными» украинцами, нам не чужой. А тем более не иностранный, до чего додумались в период «оранжевого» безвременья.

[Spoiler (click to open)]

Русский язык не только  родной для миллионов русскоэтничных и русскоговорящих граждан Украины, он  к тому же еще и создавался украинцами. Русский язык был родным для Тараса Шевченко, который внес достойный вклад в развитие русской художественной культуры. Все его прозаические произведения написаны на русском языке, причем, на превосходном русском, что свидетельствует, что он был для Шевченко родным. Подтверждением этому является «Захалявна книжка» Тараса Шевченко – интимный дневник, также написанный на русском. Он не был рассчитан на печать, писался для себя – в качестве исповеди. Стоит ли говорить, что исповеди не пишутся на чужом языке?

Ярким примером органичного соединения традиций украинской и русской культуры является творчество Николая Васильевича Гоголя, который, будучи малороссом и горячо любя свою малую родину, тем не менее, говорил своему земляку, тоже малороссу, профессору Московского университета Бодянскому: «Нам, Осип Максимович, надо писать по-русски, надо стремиться к поддержке и упрочнению одного, владычного языка для всех родных нам племен. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня – язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров. Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс – это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение, одной в ущерб другой, невозможно. Нет, Осип Максимович, не то нам нужно, не то. Всякий, пишущий теперь, должен думать не о розни; он должен прежде всего поставить себя перед лицо Того, Кто дал нам вечное человеческое слово...»

А о себе и своей идентичности Гоголь писал: «Скажу вам, что я сам не знаю, какова у меня душа, хохляцкая или русская. Знаю только, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы щедро одарены Богом и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой». Может быть не случайно современные  интеллектуальные банкроты, понимая, что творчество гения Николая Гоголя и  сегодня имеет достаточно большое влияние на сознание не только простых людей, но и государственных , культурных,  политических деятелей, руководствуясь идеей фашистского коллаборациониста Маланюка, -  «убить с себе Гоголя как символ «малороссийства», вовсю украинизируют его книги, последовательно убирая из текста слова «Русь», «Святая Русь», «Руссая земля»?

Фактически, то, что происходит сегодня, является ничем иным, как войной с собственными гражданами, с собственной историей, с собственными предками. Может быть, поэтому Украина без России, как выразился Владимир Яворивский, и превратилась в зону культурного бедствия. А сегодня, когда мы уже имеем за спиной 20 лет суверенной независимости, мы не только не можем подпитать российскую культуру, но и у себя не имеем людей, равных Дмитрию Гнатюку, Анатолию Соловьяненко,  писателям Рыльскому, Яновскому, Тычине… Ничего подобного мы не создали. Это происходит потому, что мы упиваемся нашей независимостью, и в результате потеряли большую культурную среду, в которой была соревновательность. В которой надо было пробиваться своими художественными достоинствами, а не политической преданностью. И отдельно, по крайней мере, мы – украинцы, можем меньше, чем мы могли вместе с Россией.

Руководитель  представительства Россотрудничества в Украине Константин Павлович Воробьев по поручению главы Россотрудничнества Косачева  вручил академику Толочко за громадную просветительскую работу и укрепление дружеских культурных связей между Украиной и Россией  медаль «За укрепление мира, дружбы и сотрудничества».

В заключение презентации книги академика Константин Воробьев порадовал сообщением, что вскоре состоится презентация еще одной книги о роли украинцев в жизни России - энциклопедии, рассказывающей о 500 выдающихся украинцах - выходцах с Украины, которые сегодня  вносят значительный вклад в общественную, государственную, культурную, научную жизнь России.

ФОТО автора

Tags: идентичность, история, россия, украина
Subscribe
promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments