varjag_2007 (varjag_2007) wrote,
varjag_2007
varjag_2007

Category:

«Валькирии не прилетят (Берлинские хроники)»



Истинный советский солдат - выдающийся советский украинский писатель Александр Сизоненко, убитый 28 апреля 1945 года на улицах Берлина, которого сумели спасти от смерти добрые люди, чтобы он рассказал правду — правду с любовью, правду без ненависти.

В далеком 1984-м году, когда ему вручали Шевченковскую премию, Александр Александрович сказал: "По мере своих сил и способностей я пытался возвеличить подвиг советских народов в священной Великой Отечественной, но в то же время развенчать войну, показав, сколько приносит она трагедий и мук, страданий и смертей. И нет задачи выше, чем бороться против войны, не допустить ее, особенно сейчас, когда так заострилась ситуация в мире, когда термоядерная война может уничтожить прекрасную нашу планету — пристанище и колыбель человечества".

Он написал много книг... Все они до сих пор  востребованы читателями. В 2003 году вышла замечательная книга "Не вбиваймо своїх пророків" - о друзьях и недругах, размышления о человеке, о таланте, рассказы о встречах на творческих путях, благодарность учителям и вдохновенное описание времени влюбленного в жизнь и окружающий мир человека. Читатель словно возвращается в те далекие годы, становится свидетелем событий, которые не могли не произойти, поскольку такой была судьба почти каждого талантливого человека.Перед нашим мысленным взором встают Тарас Шевченко, Панас Мирный, Иван Нечуй-Левицкий, Максим Рыльский, Владимир Сосюра, Юрий Яновский, Александр Довженко... А еще — Тургенев, Толстой, Лесков, Чехов, Твардовский, Симонов, Бондарев... Гмыря и Гришко... О множестве ярких людей, встречами с которыми наградила его судьба.

Вехой в его, да и в литературной жизни бывшего СССР стала посвященная 60-летию Победе в Великой Отечественной войне книга "Советский солдат".

Недавно вышла новая его книга о Великой Отечественной войне - "Валькирии не прилетят (Берлинские хроники)".

Это — книга мощного антимилитарного направления. Это — осиновый кол, вбитый в вампирское тело все еще недобитого окончательно по свету, как видим, фашизма. «Блаженны миротворцы...» Никто так не ценит мир, как преодолевшие войну. Ненавидя зло, люби Человека.
Александр Сизоненко имеет собственное право на голос, право на правду. За это заплачено собственной же кровью. Старый боец берет слово по зову сердца, по праву любви, обращаясь от имени своего богатырского поколения — седовласых, погибших, бессмертных...

Это удивительная, страстная, могучая книга — и по новому осмыслению военных событий 1944-1945 гг. — битвы за Берлин, которую почему-то до этого времени обделяли своим вниманием наши писатели. Она небудничная по художественному уровню, отличается использованием непривычных для военной прозы приемов — хронологических сдвигов, переходов от прошлого к современности и наоборот. Имеющиеся в ней философское осмысление мифологической символики, а также, скажем, применение принципа музыкальной композиции — от «музыкального» вступления — интродукции, опережающей изложение основных разделов, и до конца произведения; вся книга пронизана музыкой! Формально — это роман в новеллах, который, кроме вступления и эпилога, состоит из 19 фрагментов (чувствуется опыт работы на киностудии им. А. Довженко, знание законов киномонтажа)... Остов произведения «опирается» на судьбы главных героев (автор и его друзья из минометной роты) и на главное событие: наступление на Берлин, через форсирование Вислы и Одера.
Интродукция сразу вводит нас в горячую атмосферу дискуссий вокруг военной прозы. К диспуту Александр Сизоненко привлекает своих выдающихся предшественников: писателей, философов, музыкантов — Льва Толстого, Федора Достоевского, Эрнеста Хемингуэя, Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера... Хемингуэй, который восхищался «Севастопольскими рассказами» Л. Толстого, считал войну «одной из важнейших тем», притом таких, «когда труднее всего писать правдиво». Правду, «которая всегда была, есть и будет прекрасной», Толстой называл главным героем своих произведений.
Свое право на Правду (с прописной буквы, в высшем понимании — как проникновение в сущность) писатель получил «пролитой в ближнем бою кровью».
Валькирии... Воинствующие девы-богини из древнегерманских и скандинавских мифов, помогавшие героям в битвах, а после смерти сопровождавшие погибших в Валгаллу — дворец бога Одина, рай (сразу вспоминается «Валькирия», музыкальная драма Р. Вагнера из тетралогии «Кольцо Нибелунгов»)... Валькирии действительно не прилетят. И не помогут...
[Spoiler (click to open)]Название вообще предусматривает многовариантность толкований. Например, следующее: надежда, что с войной покончено, что «воинствующие девы» уже не будут прилетать за душами погибших воинов. Либо такое — писатель, декларируя романтическую установку (и сближаясь в этом с другим прозаиком-фронтовиком Олесем Гончаром), прекрасно понимает: да, величие, возвышенность, красота Духа — в самом человеке. В тяжелейших обстоятельствах, если это действительно человек. Но мифологической романтики в войне нет. Война — жестокая, разрушительная минус-реальность, антивещество бытия. Ее не приукрасишь. Это — трагедия, но человеческая душа может оставаться чистой и в горниле вселенской беды...
Ведь и сам автор, и его живые и мертвые товарищи или командиры были очень молоды — двадцатилетние, без­усые! Война слилась с их юностью... «Мне часто снятся все ребята, Друзья моих военных дней», — поется в трогательной песне «На безымянной высоте».
Это была не только смерть, но и настоящая жизнь — трагическая и прекрасная. Время юности, дружбы, любви. Время выбора и обретения себя. Время, когда становились настоящими людьми... Об этом пишет Александру Сизоненко Юрий Бондарев в письме за 24 марта 2011 г.: «И все твои солдаты, офицеры — это мои сотоварищи, мои близкие люди, почти всех сейчас их нет на белом свете. Независимо от разных разностей в характерах — это были прекрасные люди — как их не хватает сейчас! Мы с тобой, Саша, жили, воевали и умирали рядом с людьми, уже неповторимыми, ибо изменилась и сама Земля, и воздух ее, и тепло Солнца».

Такие люди — неповторимы. Но если миру необходимо существовать, они должны повториться! «Богатыри — не вы...» Кстати, Сизоненко несколько измененно цитирует знаменитое лермонтовское «Бородино» (заголовок «Тогда считать мы станем раны...»). «Плохая им судьба досталась?» Нет — самая лучшая: положить жизнь «за други своя». «У справедливых армий судьба всегда прекрасна», — как сказал навеки вечные другой классик. Следовательно, такие люди еще должны быть. Они появятся, если будут читать такие книги...

Tags: великая отечественная, герои, литература, личность
Subscribe
promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments