varjag_2007 (varjag_2007) wrote,
varjag_2007
varjag_2007

Почему члены УПА для украинцев никогда не будут своими

...накануне вечером обнаружил одном из сайтов квазидискусию о войне, для кого Великая Отечественная, для кого советско-немецкая, для кого Вторая мировая, для кого еще какая. Наткнулся, говорю, и попытался сказать что-то противоположное «генеральной линии», согласно которой Красная Армия - это, несомненно, оккупанты, а Адольф Алоизович совсембыл бы и неплохим типажом, если бы Акт 30 июня признал .... Как исход - узнал много интересного о себе, своих родственниках и всей «пятой колонне», которая знаем кому служит и памятники Сталину в Запорожье ставит...

...я не собираюсь ни перед кем оправдываться, тем более - становиться в очередь к ближайшему обкому ВО «Свобода» за справкой об идеологической невинности. Однако «вопрос», как говорили когда-то на колхозном собрании, я "буду заострять". Мостище и Гостомель, Блиставица и Дымер, Лубянка и Гавриловка - все эти наши прикиивские села и все взорванные и неподорванные дзоты в лесах вокруг них, и все поля, по которым до сих пор осколки лежат (по огородах за сколько лет уже собирали, а еще в начале 70-х каждую осень по полведра со двора на тех «сотках» выносили) каждым метром вспаханной железом земли свидетельствуют и провозглашают: те с красными звездами на касках, фуражках, пилотках, кто сначала пошел на восток, а затем вернулся с Востока - те были нашими. Различные среди них были люди, но они - наши. И так же разными были те, другие, и далеко не все там были «есес»-манами, но они были не-наши. Они были немцы. И середины здесь не было, и не было промежуточных звеньев: или ты там, где, как писал 42-го в прекрасном стихотворении «Матери забыть не могу» Павел Тычина, «червоний гнів походом у фашистські дзоти дзотить з українським всім народом», или - нет. Может, где-то было по-другому, но на земле, которую я знаю - только так.

Собственно (помню с детства рассказы стариков), именно с войны и началось тот разделение - на наших и не-наших. О революционные годы вспоминали просто как о событиях, сторон конфликта особо не различая. Говорили: «Его деда в гражданскую убили ...». Кто убил и за кого тот дед был - толком вспомнить не могли (по семейным преданиям знаю, что моего прадеда в 19 таскали в ЧК за «куреневский бунт», но отпустили). Вспоминали еще о 33-й - о «голодовке», вывезенном из колхозов зерне, о том, как ходили на Подол с ночи занимать очереди в Торгсин ...

Но это было «до войны», а война мир и людей расколола. И после нее - и десять, и двадцать, и тридцать, и сорок лет ней - люди очень хорошо помнили, кто был где и за кого. И это была правда, и могла с высоты ее на моих глазах женщина из Гостомеля в самый тебе расцвет тоталитаризма мгновенно закрыть «калитку» очень такой партийной тети, которая посреди улицы ее детям церковью упрекала (видите, совецькие пионеры святили «на Пасху» яйца) , закрыть простыми словами, не в «Блокноте пропагандиста» вычитанными: «Мой отец в бою погиб, а твой в тылу морду отъедал»

Случай еще был - люди вспоминали: жила в соседнем селе одна женщина, а когда немцы пришли, то ее в фольксдойчи записали и какой-то паек выдавали. Ничего она плохого не делала, да и не виновата она была, что ее немцы полу своей считали, поэтому когда вернулись наши, никто ее не трогал и не репрессировал. А она врачом была хорошим, и где-то в 60-е выдвинули ее кандидатом в местный совет. Выборы как выборы, один кандидат на место, все хорошо, а когда вечером комиссия стала считать бюллетени, председателю ее стало не по себе: на многих бюллетенях возле его фамилии надпись «Не надо нам немецкой сучки» ... Конечно, по-злому здесь люди повелись, но с той ненавистью ничего сделать нельзя было ни начальству, ни парткомам (они же «выдвигали» в депутаты), ни кому.

О парткоме это я специально для тех, кто ими сейчас будет в глаза тыкать - мол, они то все о войне «организовывали», и рассказывали, и людей натаскивали. Кому в это верится - пожалуйста, а если интересует, как оно на самом деле было - должны знать: никакие парткомы этого сделать против воли людей не смогли бы. Они вообще не очень в народную душу «лезли», а если они что-то подобное и пытались выкинуть, как, например, с культом «Малой земли», то выходил сплошной анекдот. Нам, моему поколению есть, тем, кто рожден 66-го, 67-го, 68-го, 69-го, 70-го, когда еще два десятилетия после войны прошли и память и боль свежими еще были, не партия, а деды в выцветших пиджаках и бабы в по-деревенски повязавших белых платках «научалы», что длинная и узкая зеленая гильза - от нашей «трехлинейки», а та, что больше - от «противотанкового ружья», а немецкие патроны были коротенькие , что пальцы у толстяка, и бензин у них был «синтетичеський» - очень противный на запах.

И когда «на майские» в школе на линейке звучало «Степью, степью ...» - не у меня у одного только на глазах слезы были; думаю, Олег Тягнибок - как и я, с 68-го года, в такие минуты, чтобы не поддаться коммунистическому влиянию, мысленно повторял про себя священные слова «Декальогу». Но на то он и герой, а я так, просто себе человек, который думает себе, что психоэмоциональные реакции людей из села лучшие и честные, чем у людей из телевизора.

Ведь именно потому, что победили эти, а не другие, у моего Мостища появилась история с продолжением. Разное было и есть в той истории - и хорошее, и плохое, но это была и есть история, а не «лунный пейзаж. А при немцах только он и был бы ... Можно здесь сослаться и на выданный не «Партвидавом», а дияшпорою, Первый том «Энциклопедии украиноведения» Кубийовича, где черными буквами на белой бумаге написано «Гиммлеру принадлежал план поселить украинцев у Каспийского моря в Азии , а на их место переселить немцев», но можно было еще в 70-е просто расспросить старых мостищан. О Каспийское море они, конечно, не знали, но в том, что мы для них были не людьми, а насекомыми - ничуть не сомневались. Этакие мухами (когда они боровы откормленные, осенью 41-го у нас дома жгли, то хохотали и говорили, что мух гоняют), которым место - точно не в трамвайном вагоне с табличкой «Нур фюр дойч» (Подолом тогда такие ездили) .

Но они крупно ошиблись. Мухами (здесь я полностью согласен с Сартром, который Жан-Поль) оказались они. И когда в 45-м бухала огнем их Унтер-ден-Линден, кто-то из наших (и если не из моей деревни, то из ближайшей) уже раскуривал там вкусную самокруточку. И в этом для меня-источник большой национальной гордости.
Источник

Tags: великая отечественная, идентичность, украина
Subscribe
promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments