varjag_2007 (varjag_2007) wrote,
varjag_2007
varjag_2007

Categories:

Женский вопрос в СССР

Оригинал взят у ljwanderer в С праздником 8 марта!

Моя френдлента периодически отражает отголоски споров красных и белых. В последнее время она принесла мне утверждение, что “технический прогресс случился бы у нас и без всяких революций”.

Вот и женским вопросом то же самое. Можно предполагать, не случись революций, когда-нибудь женщинам, все равно, пожаловали бы их права. Возникает лишь один вопрос - когда?


Контраст между Америкой и Россией очевиден, пишет газета Literary Digest в ноябре 1928 года. В Америке две женщины стали губернаторами, а девять – членами конгресса, все они стали национальными героинями, их портреты не сходят с газетных полос.
В России в рамках диктатуры женщины в высоких кабинетах до того многочисленны, что их уже не нужно чествовать, их имена, упоминаемые в статьях, – обычное дело.
Куда бы Вы не пришли, везде увидите командующих женщин. Восемь процентов Всероссийского съезда в Советской России представляли женщины.
[Spoiler (click to open)]



Более, чем в двадцати штатах Америки женщинам до сих пор не разрешено быть присяжными заседателями.
В 1926 году в Советской России было 146 женщин-судей, женщины также занимали должности государственных обвинителей, а одна даже стала послом.
Хотя среди женщин нет комиссаров, они заполнили ответственные посты в советских комиссариатах.
В Комиссариате, отвечающем за образование, две женщины ( Яковлева и Крупская) занимают второе место после самого Луначарского.

Издание Social justice, 1936 года помещает обзор положения женщин в разных странах.

В Америке.
Американки относятся к своим правам, как к чему–то естественному. С 1920-го года у нас есть право быть выбранными и выбирать в правительство лучших из нас. Но что мы после этого сделали? -задается вопросом репортер одной из американских газет.
Мы, американки, очень ленивы и безучастны к политике. Мы часто вообще не ходим на выборы, потому что не можем оторваться от игры в бридж или вязания.

Если мы случайно попадаем на участок голосование, мы ленимся сделать выбор и идем самым простым путем, не задумываясь, кого мы выбираем. Мы сдаем свои позиции год за годом, по сравнению с 1929 годом количество женщин в законодательной власти серьезно уменьшились. И пока мы остаемся равнодушными, мы будем страдать от несправедливости и жадности коррумпированных политиков.

Во Франции
Несмотря на то, что француженки до сих пор не имеют представителей в парламенте, они давно обогнали американок в области бизнеса, они добились того, что три женщины допущены в кабинет нынешнего премьер-министра, хотя у них все равно нет права участвовать в голосовании.

Однако, учитывая то, что Франция все больше и больше склоняется к коммунизму, есть надежда, что женщинам все же предоставят равные права. Такова цена женского освобождения.


В Германии
пропагандируется новый идеал женственности, по описанию Рудольфа Гесса. Это – умная женщина, способная стоять за мужчиной, который борется за существование, и которая в состоянии сделать его жизнь более красивой. Такое заявление вызвало удивление, так как ранее нацисты ограничивали жизнь женщины домом, церковью и школой. Женщины- юристы были ограничены практикой ювенальной юстиции, а женщины-физики были объявлены бисексуальными существами, не имеющими присущих женщине инстинктов.

Женщины должны были выбирать между работой на табачных или текстильных предприятиях ( только на такую работу принимали женщин), либо домашней работой , которой им приходилось заниматься по 11 часов с перерывом на сон и еду.
Если такое заявление действительно отражает изменение немецкого отношения к женщине, то у немок есть шанс на образование в университетах, где на сегодняшний момент их соотношение одна к девяти мужчинам.


В России
женщины, наконец, восстали против указов, которые осуждали использование помады и косметики. Теперь они покупают себе красивую одежду, делают перманентную завивку и посещают салоны красоты.
Почти половина всех работающих в Советском Союзе – женщины. Нет ни одного поля деятельности, которое было бы закрыто для них.
Есть женщины – машинисты, научные исследователи, регулировщицы движения, кондукторы, авиаторы, а один миллион из них работает в государственных учреждениях.



Марк Марков-Гринберг. В фабричных детских яслях. В час кормежки. 1933.

Однако, есть и скептические публикации. В феврале 1939 года Social Justice опубликовало статью Жана Шварца “ Женский день в Раю” о его посещении Советской России в 1935 году.

За день до праздника, рассказывает Шварц, ответственный товарищ предупреждает всех работниц о том, что состоится митинг, и всем нужно на нем быть. Этот митинг проводится на всех заводах в одно, и то же время. На нем советским женщинам рассказывают, как плохо живется женщинам в капиталистических странах.
В Америке женщины выходят на демонстрацию, а полиция их разгоняет, разбивая их головы дубинками и сажая в тюрьму.
Потом им рассказывают, как хорошо живется советской женщине, когда она вовлекается в общий труд, оглашаются цифры, насколько больше стало работающих женщин, насколько стало больше женщин-инженеров, и даже есть авиаторы.


Оратор говорит, что в праздничный день им нужно прийти во время, чтобы грузовик отвез их в город на парад, где они будут демонстрировать женщинам капиталистических стран, что они сильны и готовы сражаться за свободу других.

Женщины слушают оратора бесстрастно, они слышат такие речи каждый день, им хочется, чтобы он поскорее закончил.
Когда митинг заканчивается, около ответственного товарища образовывается очередь женщин, которые пытаются отпроситься по разным причинам – дети, болезни. Более опытные знают, что отпроситься не получится, и что отсутствие на демонстрации, которая закончится гораздо позже, чем их рабочий день, может закончиться увольнением.

Конечно, пишет автор, женщины других стран не представляют, что они теряют, живя не при коммунизме.
А теряют они многое – они не роют ямы, не носят камни на строительстве дорог, не работают в кузнечных цехах, не могут быть быстро разведены с мужем с тем, чтобы более молодая новая жена заняла их место. Именно так “освобождает” женщину коммунизм, - объясняет автор.

При коммунизме женщины становятся комсомолками.
Комсомолка, как описывает их партия, это – активистка, которая никогда не пользуется помадой.
Она честна, прямолинейна, фактически, она идеал новой женщины, свободной женщины.
Она так свободна, что может в один день выйти замуж, а во второй развестись.
Коммунизм дал ей такую свободу.

Комсомолку в России нужно пожалеть больше, чем любую женщину какой-либо другой страны.
Ее учат, рассказывает автор, что любовь – это буржуазные предрассудки, и что она может выходить замуж столько раз, сколько захочет.

Ее комсомольский товарищ, как правило, дает ей свободу через три месяца после замужества, освобождая себя от части ответственности за воспитание детей.

Комсомолке немного требуется времени, чтобы понять, что коммунистические законы для женщин – самые жестокие в мире. Но, если она начинает жаловаться на жизнь, ей говорят, что она должна осознать, что сначала нужно думать о проблемах государства.

Из каждой сотни комсомолок девяносто девять ненавидят законы о браке и разводе, утверждает автор.

Комсомолка пытается быть привлекательной в той одежде, которую имеет.
Многие надевают туфли на высоком каблуке, и практически все пользуются помадой.


На демонстрациях она выглядит так, как от нее требуют, но после того она надевает свою лучшую одежду.
Она является комсомолкой только потому, что это - самый легкий способ мирного сосуществования с ее начальниками-коммунистами. Она ходит на все собрания и мероприятия, и даже иногда говорит речи. Но, когда все это заканчивается, она становится точно такой же, как и американские или какие-нибудь другие женщины.

Женщины-коммунистки в политике не добились успеха. Государство представляет нескольких женщин -директоров и активных политиков, но поверьте на слово тому, кто их видел: “Никто их не сможет их полюбить, и никто не любит”, - утверждает Шварц.

Когда коммунисты рассказывают о том, что женщины отказались от косметики ради партии, они врут. Коммунистическое правительство даже не пыталось оставить женщину без косметики, оно знало, это привело бы к женской революции.

Парадоксально, пишет автор, но самую большую революцию женщины произвела во время проникновения буржуазных традиций – современных танцев.

Для того, чтобы комсомолка согласилась потанцевать, ее товарищ-комсомолец должен доказать ей свое уважение.
Множество необразованных и неопрятных комсомольцев комсомолка поставила на место и заставила себя уважать.
А однажды добившись проявления к себе уважения, она требует его на рабочем месте и на улице.

Статья заканчивается выводом, который делает автор: женщина и коммунизм не совместимы.

О женщине-директоре и советской индустрии красоты пишет Literary Digest в декабре 1936 года.

Даже амазонки не примирятся с постоянным ношением кожанок и тяжелых сапог, и с невозможностью припудрить носик.
Еще до принятия пятилетнего плана в 1924 году Кремль организовал трест Главпарфюм для того, чтобы сделать советскую женщину женственной. Во главе была поставлена Полина Жемчужина.


Результаты ее деятельности, женщины демонстрируют, гуляя в парках, нежась на черноморском побережье в рабочих санаториях или наслаждаясь театральными постановками. Они аплодируют ручками, смягченными лосьонами, сияют нарумяненными щечками и поправляют свои перманентно закрученные локоны.


Жемчужиной пришлось начать с нуля, потому что в царской России не было отечественной парфюмерной промышленности. [имеется в виду, что Броккар был французом и французским подданным]

Теперь, находясь в ведении Наркомата пищевой промышленности, Полина Жемчужина обещает в этом году обеспечить выпуск 85 миллионов флаконов духов и одеколона, 70 миллионов наборов косметики, 300 миллионов кусков туалетного мыла. Конечно, для 160 миллионов населения это означает в год на каждого - два куска. Для сравнения, американцы используют в год около тринадцати кусков.

В то же время будет произведено 185 миллионов экземпляров лосьонов, крема для бритья и других видов товаров.
В следующем году планируется работа 23 фабрик, из них пять будут производить только хозяйственное мыло, две – сырье для туалетного мыла, три - стеклянные флаконы, а одна будет производить оборудование.
В Москве на фабрике “Новая заря” трудятся 12 тысяч рабочих, которые выпускают ежедневно 220 тысяч флаконов.


Татьяна Максимовна Морозова, которой всего 31 год, является директором фабрики. Она начала работать 14 лет назад на упаковке мыла, училась в вечерней школе при фабрике. Теперь она награждена орденом Красного Знамени.

Главпарфюм имеет 158 магазинов в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и других крупных советских городах. Это – роскошные магазины. Молодые коммунистки пробуют духи в залах с интерьерами из хорошего дерева, мрамора, стекла, хорошей подсветки, их обслуживают услужливые продавщицы. Товарищ Полина научилась этому прошлой весной, во время поездки в Америку.

Комиссары при этом признают, что спрос на продукцию истосковавшихся по красоте женщин во много раз превышает предложение, а качество продукции далеко от того, к которому стремятся. Причина тому – отсутствие оборудования и слишком большое внимание, которое удалялось раньше тяжелой промышленности в ущерб развития легкой.




Есть, однако, область, в которой Советская Россия не подражает Америке. Это – названия.
Если американок пытаются соблазнить наименованиями румян - “Цветочная страсть”, для помады - “ Приглашение”, для крема “Ночные грезы”, то коммунистическим сестрам предложены “Красная Москва”, “Экспресс”, “Прогресс”,”Кремль”.



1934 года – Полина Жемчужина награждена Орденом Ленина
за успешное руководство фабрикой по производству высококачественной помады,
румян, пудры, карандашей для бровей, парфюмерии и другой косметики.
Восемь других работниц получили Орден Красного Знамени
за вклад в повышение качества советской косметики.


Кстати сказать, именно Полина Жемчужина стала единственной женщиной – Народным комиссаром, возглавив на некоторое время в 1939 году Народный комиссариат рыбной промышленности


Ну, и в заключении –

8 марта – напоминание о борьбе за женские права и о необходимости делать переоценку того, что имеется.

Стали ли мы свободнее, счастливее, чем наши прабабушки и бабушки?
Чего нам не хватает, и что мы потеряли? И куда мы идем?


С праздником вас, дорогие женщины!


Tags: общество, права человека, ссср
Subscribe
promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments