?

Log in

No account? Create an account
Записи Друзья Календарь Личное дело Предыдущая Предыдущая Следущая Следущая
Происхождение первых свидомых украинцев - И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
Хроники Рагнарёка
varjag_2007
varjag_2007
Происхождение первых свидомых украинцев
Я обещала monsier_serge, что расскажу ему про украинских хлопоманов и свитколюбов, с которых и началось зарождение украиснкого свидомизма. Именно тогда возник так ненавидимый современными свидомитами термин "сознательный (свидомый) украинец" - речь шла о сознательном переходе в другую самоидентификацию. Поскольку думаю, что это будет небезынтересно и многим моим новым читателям, делаю репост материала   Украинофильский быт в Киеве XIX века

В 1862 г. один из авторов кулишевской «Основы», рассказывая о своей поездке по Украине, отмечал, что украинцы того времени вроде бы не очень любили Киев. «Не доезжая Киева, — писал он, — по сю сторону Днепра, я встречал много селян-украинцев, которые попасали своих лошадей и волов. По моему наблюдению, их нисколько не привлекал Киев, который так величественно раскинулся по горам, прославленным историческими преданиями и поэтическими сказаниями южнорусского народа. Они даже не смотрели на эту величественную картину; их взор блуждал где-то далеко, искал степей малонаселенных, искал лесу уединенного и, казалось, с удовольствием останавливался на безлюдной местности». Автор записок считал этот странный феномен закономерным, поскольку в Киеве была одна жизнь, а вокруг него совсем другая, и, казалось, никаких точек соприкосновения между ними не существовало: «Украинец знает, что жизнь в городах — не его жизнь, — там ему не место; там его на каждом шагу ограничивают, стесняют, там ему надо извратить, изломать себя, чтобы жить. Украинец любит степь, оттого что только там для него просторно и привольно; никто там не скажет: «Здесь тебе не место!» Может быть, он уже не раз бывал в Киеве; быть может, память его полна рассказов о его чудесах, редкостях; но он знает, что ему многого не дадут посмотреть, и, пожалуй, выпроводят из иного общественного места... Из-за чего же ему интересоваться?» (Нелеста Федор. После поездки на Волынь//Основа, 1862,).

Для украинца середины XIX века Киев был чужим, почти заграничным городом, где жили непонятные ему люди. После продолжительной европеизации и русификации он превратился в типичный губернский центр, маленький уголок России на краю украинских степей. Сам лидер украинской оппозиции П. Кулиш, конечно, мечтал вернуться в город своей юности, купить «домик с садом» в самом живописном месте, — например, около Лавры (206, 87), но долго колебался и в конце концов купил хутор подальше от этого опасного для украинской души города. «А что касается Киева, то извини, — писал он И. Хильчевскому в 1867 г., — едва ли есть на свете город хуже! Вот хоть бы ваши газеты, да Бог с ними! Про такую гадость и вспоминать не стоит» (Кулиш, письмо к Хильческому).

Генератором общественной жизни города второй половины XIX века стала полулегальная организации молодых киевских интеллектуалов —  киевская Громада (1859, а в других источниках — 1861 г.). Без её участия не обходилось ни одно крупное начинание и в сфере науки, и в книгопечатании, в организации музеев, разных обществ и товариществ, конференций и съездов. Громадовцы активно писали для первой неофициальной городской газеты «Киевский телеграф» (1859—1876), способствовали успешной деятельности «Юго-Западного отдела Русского географического общества» (1873— 1876) и, наконец, основали первый местный украинский журнал — «Киевскую старину» (1882—1906), который являлся неофициальным органом их организации.

Но энергия и энтузиазм самой Громады не могли заполнить того вакуума в сфере культурной жизни Киева. Между «европеизированным» Киевом и патриархальным, хуторянским украинством того времени возникло нечто похожее на противостояние, антагонизм, и преодолеть эту тенденцию было совсем не просто. Особенно на уровне обыденной жизни, быта, межличностных отношений. Денационализированные киевляне тех лет гордились своими «европеизированными» обычаями, а ярые «украинофилы», чтобы как-то выделиться на этом фоне, выдавали себя за «простых селюков». В городе их называли «галушниками». Как говорил Н. Садовский, эти галушники-патриоты «сидели целый век на печи и мерили весь национализм, свой и чужой, только горилкой, галушками и варениками, и кто больше выпьет горилки и съест галушек и вареников, тот был, на их взгляд, украинцем».

И если кто-нибудь вообще отказывался пить, то» слышал в ответ: «Как! Украинец и горилку не пьет?! Чудеса! Какой же ты украинец?» (Садовський, Мої театральні згадки, 1955 стр., 29). На шумных и людных улицах галушники обычно не жили и селились где-нибудь на отшибе, «с краю», в живописном местечке с садиком и лужком. Во всем придерживались «селянских обычаев» и вечно ворчали на горожан, что у них «все не так, как надо».

Этот «шароварный», или, как тогда говорили, «этнографический» тип украинца можно было встретить даже в среде громадовцев. Здесь он воплотился в колоритной фигуре Василя Курлюка, отчего и само это явление среди интеллигенции именовалось «курлюковщиной». «Василь Ильич Курлюк, — писал Г. Житецкий, — был искренне убежденным украинцем, как говорят теперь, «этнографического типа или убеждения», который в своем понимании дела ограничивается лишь внешней его, презентативной, стороной. Этот Курлюк, про которого говорили, что он никогда не умывался, не знал гребешка, и ходил всегда «в народной манере», грязный, — любил к тому же волочиться за барышнями» (Житецький Гнат, Київьска Громада за 60-х років, 1928, стр., 25). Десятки таких курлюков гуляли в те дни по Крещатику и в Царском саду, сея среди киевлян представление об украинофилах как о неисправимых чудаках или неряшливых «селюках», с которыми «нормальному» городскому человеку трудно найти общий язык. Даже либеральный и вполне благосклонный к украинофильству «Киевский телеграф» вынужден был подать на своих страницах фейлетон на «хлопоманов», терпеливо объясняя им, что патриотическая бравада вовсе не способствует популярности украинских обычаев в городе и даже компрометирует их в глазах горожан. А. Рудковский писал в 1864 г. по этому поводу так:

«Говорят, Париж, а Париж — столица мод. Да ну вас, господа, с Парижем! Что он против нашего? Да более ничего, как муха. Вспомните лишь нашу украинскую соломенную шляпу, которая не раз красовалась на Подоле, на Крещатике и по другим улицам, а потом про шаровары, сапоги, дубинки и проч. /.../ Да и мало ли преимуществ имеет наша мода перед парижской. Возьмите для примера нашего свиткомана — так прелесть что такое. А дубинкомана — еще лучше; так и кажется, что это рыцарь темных ночей. А про самогономана и говорить нечего /.../ Никто не смеет не согласиться, чтобы оказывать предпочтение своему перед иностранным. Но только всякое платье, которое надеваете вы на себя, должно бы сохранять благообразный вид, а не носить его в таком виде в городе, в каком носят его крестьяне в деревне. Положение крестьянина нельзя сравнивать, с положением свиткомана, потому что первый возится с черной работой, а второй наоборот. Да и крестьяне, приезжающие в праздничные дни в город, всегда заботятся о чистоте и опрятности своего национального костюма. Между тем сделайте наблюдение над свиткоманом, в каком иногда виде он является в общество? / / Некоторые из них нарочно смазывали сапоги дегтем и являлись в общество, так сказать, душить дам, уверяя, что «се треба, бо так робили наші діди й прадіди» /.../ Все сочувствуют тому, что родина мила сердцу, но она мила лишь по своим хорошим видам, мыслям, по землякам, по воспоминаниям, по песням, по нраву и по быту, но ничуть по дубинам, свиткам, дегтю, тыкве, сапогам, махорке и сильно выразительным глаголам» (Рутковский, Наши моды и их последователи).

Вживание украинства в новую урбанистическую среду было процессом довольно сложным (за внешней «европеизацией» Киева стояла его упорная русификация) и противоречивым (поскольку идеология хуторянства уже отжила свой век и плохо усваивала новые идеи). Второе поколение городских украинофилов вырастало в атмосфере противостояния и отчуждения. Официальные власти нередко прибегали к политике компрометации украинофильских кругов в глазах горожан. (Так, например, в середине 1870-х г. киевский полицмейстер Гюббенет велел проституткам появляться на улицах только в украинских национальных костюмах). Старания официальной пропаганды приносили свои плоды, и попытки украинцев возродить свои национальные бытовые традиции многими верноподданнически настроенными киевлянами часто воспринимались настороженно, если не враждебно. «Мое поколение, — писала дочка М. П. Старицкого Людмила Старицкая-Черняковская, вспоминая 1880-е гг., — особое поколение: мы были первыми украинскими детьми /в Киеве/. Не теми детьми, которые вырастают в селе, в родной атмосфере стихийными украинцами, — мы были детьми городскими, которых родители впервые с  пеленок воспитывали сознательными украинцами среди враждебного окружения. Таких украинских семей было немного; все другие дети, с которыми нам приходилось постоянно встречаться, были русифицированными барчуками. В то время среди русской квазиинтеллигенции Киева /.../ утвердилось недоброжелательное отношение ко всему украинскому, и особенно к самим «украинофилам»; В лучшем случае к ним относились иронично, как к «блаженненьким» или чудакам /.../ Мы говорили по-украински, и родители всюду обращались к нам по-украински; часто нас одевали в украинскую одежду. И, конечно, и тем и другим мы обращали на себя общее внимание, а вместе с тем и — шутки, глумление, насмешки, презрение. О, как много пришлось испытать нашим маленьким сердцам горьких обид, незабываемых... Помню, как с сестрою гуляли мы в Ботаническому саду, конечно, в украинской одежде и говорили между собой по-украински. Над нами стали смеяться, вышла гадкая сцена: дети, а заодно и такие же разумные бонны и няньки начали издеваться над нами, над нашей одеждой, над нашим «мужицким» языком. Сестра вернулась домой, заливаясь слезами /.../ Моих слез не видел никто: яростное, волчье сердце было у меня; но, помню, как ночью, когда все вокруг спали, вспоминала я, бывало, происшествия дня и думала, думала... И такая страшная, такая хищная ненависть ко всем угнетателям родного слова и люда поднималась в сердце, что страшно теперь и вспоминать...» (Старицька-Черняхівська, 25 років українському театру, 47).

- - - - - - - - - - - - - - - - -

Из воспоминаний дочери украинского помещика и мецената, основателя ТУП Е.Чикаленко:

 «Тут варто згадати про батькове відношення до Москви. Помимо приказки: «Тату, лізе чорт у хату! — Дарма, аби не Москва!», яку батько часто наводив як приклад народної мудрості, ще задовго до війни 1914 року,  батько висловив такі приблизно думки: «Німці чехів вивели в люди. Поляки самі вважають познанців за найкультурніших та національно свідомих /.../ Порівняти литовців та латишів під німецьким культурним впливом і тих самих литовців під російським та польським; а ще яскравий приклад — фінські народи: мордва, череміси, зиряни і т. д. під російським пануванням стоять на первісному ступні

розвитку» /.../ Під час війни батько, як і більшість київських українців, нетерпляче чекали німців-австрійців, щоб ті «зайняли Україну принаймні по Дніпро».

—       Нам не страшно, — казав батько, -— щоб німці нас онемеччили, а за економічне визискування вони дадуть нам свою культуру /.../

Під час перебування німецького війська в Києві 1918 року до мене зайшов знайомий і земляк мого чоловіка, офіцер у тій армії. Я представила його батькові і помагала в їхній розмові. Коли той, наслухавшися десь у російських колах, почав щось про «братерство» москалів і українців, батько з серцем устав і сказав уже по-українськи, не пробуючи боротися з труднощами німецької мови:

—       Краще я буду німецьким наймитом, ніж братом москалів! Переклади йому це.

—       Knecht! Knecht! — настоював він, коли я шукала за м'якшим виразом — Sie haben aus den Polen Europaer gemacht! *— тикав він пальцем на здивованому таким вибухом німця.

* Вы сделали из поляка европейца!

По "Киевской старине в лицах. XIX век. 2005 г.

Теги: , , , ,

57 комментарии или Оставить комментарий
promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
ulyta From: ulyta Date: August 11th, 2012 01:02 pm (UTC) (Link)
Ну, оно и чувствуется - комплексы, детские обиды...
(no subject) - russi3 - Expand
BogdanKievUA From: BogdanKievUA Date: August 11th, 2012 03:37 pm (UTC) (Link)
Все правильно написали. Вся национальная политика России была направлена на ассимиляцию малых народов. Некоторых удалось ассимилировать, например, мордву, других - не удалось - татары, украинцы...
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: August 11th, 2012 04:00 pm (UTC) (Link)
=Автор записок считал этот странный феномен закономерным, поскольку в Киеве была одна жизнь, а вокруг него совсем другая, и, казалось, никаких точек соприкосновения между ними не существовало: «Украинец знает, что жизнь в городах — не его жизнь, — там ему не место... Для украинца середины XIX века Киев был чужим, почти заграничным городом, где жили непонятные ему люди=

Вы хотите сказать, что Россия насильственно загоняла украинца в города? Так кто загоняет украинцев в города сейчас, когда Москвы нет?
dalekootmorya From: dalekootmorya Date: August 11th, 2012 05:29 pm (UTC) (Link)
Чортчортчорт, термин "фейлетон" гениален!
prostokomp From: prostokomp Date: August 11th, 2012 06:36 pm (UTC) (Link)
Добрый день (ночь и т.д.), уважаимые гаспада фтыкателе!

Как уже извесно шыроким массам фтыкателей, предметом изучения ГАВНИИК являюцо каклы. А каклы – существа вредные, но забавные! И кстате – стеснительные шопесдетс! Многа чево они стесняюцо … тырить газ стесняюцо, дапустем. Но – тырят! Ещё они стесняюцо таво, што они – манголе
....
«у различных народов определенные группы крови являются преобладающими. К примеру, у русских и белорусов более 90% численности популяции имеют I (0) группу крови. Впрочем, как у подавляющего большинства европейских народов. Исключения встречаются крайне редко. Одним из этих исключений являются этнические украинцы, у которых до 40% популяции имеют III (В) группу крови. Но и это еще не все. III (B) группа крови является отличительным признаком народов, недавние предки которых вели кочевой образ жизни – арабы, узбеки, казахи, монголы и те же татары. У всех вышеперечисленных народов частота наличия III (B) группы крови вообще приближается к 100%.» (цэ)
....
… «именно группа крови, этот нерукотворный маркер, показывает, что более 90% русских и белорусов имеют первую группу крови, как и всех остальных европейцев, кстати. И если бы страшные рассказки о «татаро-монгольском иге» имели бы под собой реальную основу, то процент индивидуумов с третьей группой крови был бы гораздо выше. Как на Украине, например.» (тоже цэ)

.... Можна абратицо к Грушевскому, идолу каклиному, и привести деся ево слова, што после нашествия Куевщина была пустыней, и селилось на ней всякая узкаглазая сволач, но гуглить ленива. Половцы, кстате, осели на окраине изрядным табуном, оставив после себя ...гору ублюдков, нонеча гордо именуЮЩих себя ивраппейтсаме.

Дальше – как водицо еще интереснее! Не проста так каклы – манголе, неееее …

«Примечательно, что у одного из семитских народов, именуемых еще «евреями», как правило, тоже в подавляющем большинстве случаев встречается III (В) группа крови.» (цэ) Вот ано! Спалили мы каклоф, как солому! Каклопитек и жыдопитек – братья на век!
.....
«если просуммировать вышеприведенные данные, что среди этнических украинцев чрезвычайно высока доля носителей III (B) крови, этой отличительной черты кочевников, плюс то обстоятельство, что Киев никогда не был столицей Древней Руси, а так же подозрительное совпадение времени захвата Киева и разгрома Хазарского каганата одним и тем же лицом – новгородским князем Олегом, то вырисовывается сенсационный вывод. Олег разгромил Хазарский каганат не в низовьях Волги - он захватил хазарскую столицу Итиль, которая размещалась в среднем течении Днепра, и была потом переименована в Киев.» (цэ, и ниипет!)

«То есть, украинцы в качестве одного из корней имеют не мифических «укров», а древних хазаров …» (снова цэ) Тоесть правельнее всетаке будет звать каклопитека – жыдопитеком! И ниипет! Манголе и жыды … палез я снова пацтул …

Аз зохен вей, шолом алейхем, Крейцман! Не сцыте, каколики, мы ешшо до таво самава цыркуля даберемсо!



Слава Україні!


ЗЫ. Для нерубящих тему – я пешу про свидомых каклоф, к украинцам маи крео не имеют никакова атнашенея. ВстречаЮЩийсо в крео термин «украинец» находецо тока в цэтатах, и атвецтвеннасте за нево я не несу! Украинцы, русские, беларусы – один и тот-же народ, и ниипет никапле!


udaff .com/read/politsru/87080/
monsier_serge From: monsier_serge Date: August 12th, 2012 07:44 am (UTC) (Link)
Вообще-то 75% европейского населения имеет II (A) группу, но ничё...
goutsoullac From: goutsoullac Date: August 11th, 2012 06:48 pm (UTC) (Link)
Классиками-основоположниками украинской литературы Е. Гребинкой, И. Котляревским, Г. Квиткой-Основьяненком зафиксирован проект превращения украинца-казака не столько в малороса, сколько в некую «парсуну» — «москаля» (соотнесение же этого понятия с северным соседом, определявшимся в украинской среде как «кацап», имеет более позднее происхождение, собственно с конца ХІХ в.), когда с начала XIX в. на территории Слободско-Украинской, Херсонской, Екатеринославской и других губерний формируется субэтническая группа, тесно связанная, с одной стороны, с военной машиной империи, а с другой – с исконным хлеборобским занятием (попавшие под рекрутный набор сразу же освобождались из крепостной зависимости, а после срочной службы пополняли ряды «вольных хлебопашцев»), т.е. формируется военно-земледельческое сословие, которое своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны и численность армии сохранялась бы на уровне военного времени (остальное население страны освобождалось от расходов на ее содержание).
Идеальное воплощение оно приобрело в практике организации военных поселений («аракчеевщина»).
Но если в Пруссии и в колониях в Латинской Америке такие военные поселения становились основой и форпостами сохранения национальной и религиозной идентичности и воспитания милитарного духа, в результате чего название «пруссаки» и «креолы» стали именами нарицательными, то в Украине феномен «москалей» являлся еще одним извращением помещечье-крепостинического и имперско-колониального строя, цель которого состояла и в значительной потере местным населением украинской идентичности.
Враждебную сущность «москальского» русификаторского проекта остро почувствали интеллектуальные умы Украины и бросились спасать ситуацию. Как ни парадоксально, чем сильнее осуществлялось давление имперско-колониальной политики Москвы, тем больше росло культурно-просветительское сопротивление «украинофилов».
Перепахать «смоскаленную Малоросию» и засеять её бережно хранимым зерном национальной культуры – к началу ХХ в., как видим, этот проект полностью реализовался.
И поэтому сейчас, в условиях, когда Восточная Украина вновь оказалась денационализированной колониально-поселенческой политикой Москвы, мы не должны терять уверенности и уверенно продолжать работу – сеять национальную культуру, опекать её всходы.
goutsoullac From: goutsoullac Date: August 11th, 2012 06:50 pm (UTC) (Link)
Так, Платон Акимович Лукашевич (1809-1887), который учился в Нежинской гимназии, где, к слову сказать, был ближайшим товарищем Николая Гоголя, а потом поступил в Ришельевский лицей Одессы, ушёл с головой в этнографию и в 1836 году издал толстый сборник «Малороссийских и Червонно-русских песен» – исключительный по своей ценности материал, своего рода попытка спасти умирающий мир малороссийской песенной традиции, вытесняемой солдатскими («москальскими») песнями. Последнее, что уцелело, представлено в сборнике Лукашевича. «… Проезжайте всю Малороссию вдоль и поперёк, – горевал П.А. Лукашевич, – и я ручаюсь вам, что вы не услышите ни одной национальной песни … А вместо этого услышите, как какой-нибудь развалившийся мужик дребезжащим криком тянет до бесконечности очень неприятную ноту, а заглушающий хриплый хор старается ему подпевать. Впечатление, – говорит П.А. Лукашевич, просто ужасное: от разлаженного напева вы в опасности потерять орган слуха…… невольно закрыв уши, вы уйдёте как можно далее; но в отдалённости голос певцов становится ещё неприятнее, это совершенный вой волков… эти песни, которые я издаю, – с грустью признаётся П.А. Лукашевич, – давно уже мертвы для Малороссиян. Это только малейшие остатки той чудной песенности, которая давно ушла и трагический колорит которой необходимо передать, чтоб «исполнить свой долг перед Родиной» [Лукашевич П.А. Малороссийские и червонорусские думы и песни. – СПб, 1836. – С. 5, 7].
monsier_serge From: monsier_serge Date: August 11th, 2012 06:58 pm (UTC) (Link)
Славная иллюстрация говна нации. Такое же великорусское говно слало поздравительные телеграммы микадо после Цусимы
atmamarga From: atmamarga Date: August 11th, 2012 11:39 pm (UTC) (Link)
Лишнее подтверждение, что в основе украинского проекта лежит подмена: социальный слой (крестьянство) объявляется национальностью.
mysliwiec From: mysliwiec Date: August 14th, 2012 08:29 pm (UTC) (Link)

"Что в Киеве, то было и повсюду. Всюду на окраинах русская культура появилась только после того, как земский ярыжка расчистил ей дорогу, затоптав сапожищами всех ее конкурентов...
Ничего эти успехи не доказывают кроме той старой истины, что подкованными каблучищами можно втоптать в землю даже самый жизнеспособный цветок".

Владимир (Зеев) Жаботинский
О языках и прочем.
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: August 14th, 2012 09:01 pm (UTC) (Link)
А что еще может написать ренегат русской культуры, ставший сионистом?
livejournal From: livejournal Date: August 20th, 2012 04:12 am (UTC) (Link)

Ссылочная

Пользователь yadocent сослался на вашу запись в «Ссылочная» в контексте: [...] Свидомиты про Киев http://varjag-2007.livejournal.com/3691527.html [...]
livejournal From: livejournal Date: August 21st, 2012 11:00 am (UTC) (Link)

Интересный исторический факт

Пользователь rusistka сослался на вашу запись в «Интересный исторический факт» в контексте: [...] дданнически настроенными киевлянами часто воспринимались настороженно, если не враждебно.  [...]
livejournal From: livejournal Date: August 21st, 2012 11:53 am (UTC) (Link)

Втаптывание в нечисть Национального Образа ,жыдовская

Пользователь philipshero сослался на вашу запись в «Втаптывание в нечисть Национального Образа ,жыдовская тактика по уничтожению Души Народной.» в контексте: [...] дданнически настроенными киевлянами часто воспринимались настороженно, если не враждебно.  [...]
livejournal From: livejournal Date: August 21st, 2012 04:43 pm (UTC) (Link)

Интересный исторический факт

Пользователь v_n_zb сослался на вашу запись в «Интересный исторический факт» в контексте: [...] дданнически настроенными киевлянами часто воспринимались настороженно, если не враждебно.  [...]
livejournal From: livejournal Date: August 21st, 2012 04:47 pm (UTC) (Link)

Интересный исторический факт

Пользователь dr_rusi4 сослался на вашу запись в «Интересный исторический факт» в контексте: [...] дданнически настроенными киевлянами часто воспринимались настороженно, если не враждебно.  [...]
livejournal From: livejournal Date: August 21st, 2012 05:49 pm (UTC) (Link)

Интересный исторический факт

Пользователь vlad47 сослался на вашу запись в «Интересный исторический факт» в контексте: [...] дданнически настроенными киевлянами часто воспринимались настороженно, если не враждебно.  [...]
57 комментарии или Оставить комментарий
Page 1 of 2
[1] [2]