?

Log in

No account? Create an account
Записи Друзья Календарь Личное дело Предыдущая Предыдущая Следущая Следущая
56 лет назад в результате взрыва затонул линкор "Новороссийск" - И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
Хроники Рагнарёка
varjag_2007
varjag_2007
56 лет назад в результате взрыва затонул линкор "Новороссийск"
Тайна гибели линкора «Новороссийск»
56 лет назад произошла самая крупная катастрофа в советском Военно-морском флоте, унесшая более 600 жизней военных моряков.

29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры советского военно-морского флота линкор «Новороссийск». Погибли более 600 моряков. До сих пор остается загадкой причина его гибели. Корреспондент «СП», в свое время отслуживший на флоте более четверти века, знаком с людьми, которые оказались свидетелями той трагедии. Их рассказы легли в основу предлагаемой статьи. 
Рассказ вахтенного офицера


Тайна гибели линкора «Новороссийск»
В последних числах октября 1955 года на Черноморском флоте прошли крупномасштабные учения, в которых участвовал самый мощный тогда корабль советского ВМФ - линкор «Новороссийск». Отстрелявшись всеми видами орудий по учебным целям и продемонстрировав, кто хозяин в Черноморской акватории, линкор вернулся в Севастополь и бросил якоря на траверзе военно-морского госпиталя. Вечером часть команды сошла на берег «выпустить пар», а оставшиеся на борту около полутора тысяч моряков занялись повседневными делами. О том, что произошло в дальнейшем, написаны тысячи страниц рапортов и объяснительных записок. Мой первый флотский командир и учитель, ныне капитан первого ранга в отставке Михаил Романович Никитенко, в ту ночь заступил вахтенным офицером «Новороссийска». Он описал мне трагедию так:

- В ту злополучную ночь вахтенная смена ничего тревожного не заметила. Обстановка вокруг корабля и внутри него была совершенно штатной. И вдруг в половине второго ночи под носовой частью линкора прогремел мощный подводный взрыв. Сразу же вышел из строя генератор. Почему-то не работало и аварийное освещение. Тем не менее оставшиеся в живых моряки экипажа быстро заняли свои места по расписанию аварийной тревоги. На командирский мостик стала поступать разрозненная информация о состоянии корабля. Вскоре было ясно: в носовой части имеется огромная пробоина.

Тайна гибели линкора «Новороссийск»
Пробоина в днище

О ЧП доложили в штаб флота. Пока прибыло командование, удалось выровнять корабль перекачкой мазута из цистерн одного борта на другой. Но бак (носовая часть корабля) неуклонно погружался в воду, и на значительной части палубы уже плескались волны. Стало ясно, что «Новороссийск» обречен. В такой ситуации нужно было энергично и без промедления действовать по двум направлениям: эвакуация экипажа и буксировка линкора на мелководье, чтобы не допустить его полного затопления. Ближе к четырем часам утра корабль стал крениться с угрожающей быстротой. В 4 часа 15 минут он перевернулся, став братской могилой для сотен моряков...

Потом была создана правительственная комиссия для выяснения причин трагедии и выявления виновных. Результатом ее деятельности стал акт расследования, который тут же был засекречен на долгие десятилетия.

- Нам лишь сообщили, - закончил рассказ Никитенко, - что комиссия пришла к выводу, будто гибель «Новороссийска» произошла в результате взрыва старой немецкой мины, которую зацепил якорь линкора. Но я никогда не верил в эту версию. Ведь для того, чтобы разворотить бортовую броню линкора на площади в десяток квадратных метров, по самым скромным подсчетам, потребовалось бы несколько сот килограммов взрывчатки. Из каких фантастических войн такую мину могло занести в Севастопольскую бухту?

Официальная версия

В свое время в главном штабе ВМФ мне предоставили возможность ознакомиться с этим актом комиссии, рассекреченным еще в 1992 году. Честно говоря, он вызвал у меня немалое разочарование. В документе не содержалось ничего такого, что могло бы хоть когда-то составлять военную или государственную тайну. Похоже, что составители акта решили его засекретить по причине вопиющей необоснованности сделанного вывода о гибели «Новороссийска» в результате взрыва старой мины. Списать все на случайную мину было выгодно всем - меньше голов полетит по результатам расследования. Поэтому, наверное, и «списали»... Правда, справедливости ради следует сказать, что в акте анализировалась и другая версия взрыва - диверсионная.

Угрозы князя Боргезе

Тайна гибели линкора «Новороссийск»

Дело в том, что «Новороссийск» раньше назывался «Джулио Чезаре» и в годы второй мировой войны был флагманом военно-морских сил фашистской Италии. В декабре 1943 года на Тегеранской конференции «большая тройка» приняла решение о разделе итальянского флота. Большая часть кораблей перешла США и Англии. Советскому Союзу достался линейный корабль «Джулио Чезаре». Правда, передача его советской стороне состоялась лишь в 1949 году в албанском порту Вера. При этом в западной прессе в те дни публиковалось заявление итальянского контр-адмирала князя Боргезе, который командовал соединением боевых подводных пловцов-диверсантов, о том, что его питомцы не допустят «службы Советам итальянского флагмана» и взорвут его во что бы то ни стало.

Правительственная комиссия вспомнила эти высказывания, но сделала совершенно резонный вывод о том, что боевые пловцы князя Боргезе были бы не в состоянии незаметно доставить на Севастопольский рейд несколько сот килограммов взрывчатки, способной пробить 20-сантиметровую броню линкора. Для этого понадобился бы по меньшей мере катер, который, конечно же, не смог бы скрытно проникнуть в советские территориальные воды, а тем более в акваторию мощной и отменно защищенной военно-морской базы.

Проклятие маркизы Феличии

Но что же на самом деле взорвалось в носовой части линкора «Новороссийск» 55 лет назад? Неужели правительственная комиссия рассматривала только две версии, причем не очень-то убедительные? Об этом я как-то спросил одного из бывших военно-морских экспертов комиссии капитана первого ранга в отставке Николая Гарматенко. И получил неожиданный ответ:


На палубе линкора "Новороссийск". 1954  год
- Надоело молчать и кривить душой. Безусловно, еще полвека назад наши эксперты были уверены в надуманности официальной версии гибели «Новороссийска». Но она была удобной для начальников, посему иное мнение не имело шансов быть услышанным наверху. Слухи же в кулуарах самой комиссии ходили самые разные, даже такие экзотические, как попадание линкора в точку соприкосновения нашего мира с неким «параллельным» или как проклятие, наложенное на всю серию этих кораблей маркизой Феличией (по слухам, ведьмой во плоти), чей муж погиб во время ходовых испытаний головного линкора этой серии...

Действительно, в судьбе трех линкоров - «Леонардо да Винчи», «Контри ди Кавур» и «Джулио Чезаре» - было несколько почти мистических совпадений, которые могли навести на какие угодно мысли.

Супруг маркизы Феличии адмирал Рей был раздавлен, упав с трапа между причалом и бортом линкора «Леонардо да Винчи». В том же году этот корабль перевернулся от взрыва, прогремевшего под днищем, и затонул прямо в порту Торонто. Похожая участь постигла «Контри ди Кавур» в 1940 году. Последней жертвой таинственных взрывов пал «Джулио Чезаре» («Новороссийск»).

Другое странное совпадение. Трагедия «Новороссийска» произошла практически на том же самом месте, где в 1916 году взорвался и затонул линкор «Императрица Мария». Причины катастрофы и в этом случае не выяснены до сих пор.

Зловещий тайник

- Если отвлечься от мистики, - продолжал капитан первого ранга в отставке
Гарматенко, - то в кулуарах комиссии многие эксперты шепотком высказывали уверенность, что гибель «Новороссийска» - все-таки дело рук головорезов князя Боргезе. И им не нужно было тащить сотни килограммов взрывчатки на рейд Севастополя. По дьявольскому замыслу адмирала, русские сами доставили смертоносный груз по назначению.

Дело в том, что незадолго до передачи линкора советской стороне итальянцы зачем-то значительно нарастили его носовую часть. Наш экипаж, принимавший «Джулио Чезаре» в Вере, сразу же обратил внимание на свежие сварные швы в районе бака и форштевня. Не заложена ли там взрывчатка? Но проверить это в условиях чужого порта не представлялось возможным. Да и не было еще достаточно точной рентгеновской и ультразвуковой аппаратуры. Экипаж на свой страх и риск вывел линкор в море. Плавание прошло без ЧП, и первоначальные тревоги отошли в тень. Потом и вовсе команда на корабле поменялась, а значит, о возможном подвохе подзабыли. Подводным же диверсантам в такой ситуации вовсе и не нужно было проникать в Севастополь. Они могли в нейтральных водах прикрепить к носовой части линкора небольшую магнитную мину с часовым механизмом, способную взорвать заложенный ранее на линкоре мощный заряд.

Конечно, эта версия тоже не доказана. Но она в отличие от других объясняет все странности взрыва 55-летней давности. И хотя для сотен погибших это уже не имеет никакого значения, в анналах истории должна быть зафиксирована не только малоправдоподобная официальная версия трагедии, но и «кулуарная», которая, по крайней мере, выглядит более правдоподобной.

Жертвы трагедии

Всего при катастрофе погибло 609 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Непосредственно в результате взрыва и затопления носовых отсеков погибли от 50 до 100 человек. Остальные - при опрокидывании линкора и после него. Своевременной эвакуации личного состава организовано не было. Большинство моряков остались внутри корпуса. Часть из них длительное время держались в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось лишь девять человек: семь вышли через прорезанную в кормовой части днища горловину спустя пять часов после опрокидывания, и еще двух вывели через 50 часов водолазы. По воспоминаниям водолазов, замурованные и обреченные на смерть моряки пели «Варяга». Только к 1 ноября водолазы перестали слышать стуки.

Назначенные виновники катастрофы

Прямыми виновниками гибели значительного количества людей и линкора «Новороссийск» комиссией были названы командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко, и.о. командующего эскадрой контр-адмирал Никольский и и.о. командира линкора капитан 2 ранга Хуршудов (командир крейсера капитан первого ранга Кухта находился в отпуске). Комиссия отметила, что прямую ответственность за катастрофу с линкором «Новороссийск» и особенно за гибель людей несет также и член Военного совета Черноморского флота вице-адмирал Кулаков.

Но несмотря на суровые выводы, дело ограничилось тем, что непричастного командира линкора Кухту понизили в звании и отправили в запас. Также были сняты с должности и понижены в звании: командир дивизии охраны водного района контр-адмирал Галицкий, и.о. командующий эскадрой Никольский и член Военного совета Кулаков. Через полтора года они были восстановлены в званиях. Командующему флотом вице-адмиралу Виктору Пархоменко был объявлен строгий выговор, а 8 декабря 1955 года он был снят с должности. Никаких судебных действий в отношении него не производилось. В 1956 году был снят с должности главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Н.Г.Кузнецов.

Запоздалые награды

На основании доклада правительственной комиссии командованием Черноморского флота в ноябре 1955 года исполняющему обязанности главкома ВМФ СССР адмиралу Горшкову были отправлены представления о награждении орденами и медалями всех погибших вместе с линкором моряков. К наградам были
представлены также 117 человек из числа тех, кто уцелел при взрыве, моряков с других кораблей, пришедших на помощь «Новороссийску», а также водолазы и врачи, отличившиеся в ходе спасательных работ. В Севастополь, в штаб флота, доставили необходимое количество наград. Но награждение так и не состоялось. Лишь через десятилетия выяснилось, что на представлении рукой начальника управления кадров ВМФ той поры была сделана пометка: «Адмирал т. Горшков не считает возможным выходить с таким предложением».

Только в 1996 году после неоднократных обращений ветеранов корабля правительство РФ дало соответствующие поручения Министерству обороны, ФСБ, Генпрокуратуре, Российскому государственному морскому историко-культурному центру и другим ведомствам. Главная военная прокуратура занялась проверкой материалов расследования, проводившегося в 1955 году. Засекреченные наградные листы на «новороссийцев» все это время хранились в Центральном военно-морском архиве. Выяснилось, что 6 моряков посмертно были представлены к высшей награде СССР - ордену Ленина, 64 (53 из них посмертно) - к ордену Красного Знамени, 10 (9
посмертно) - к орденам Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 191 (143 посмертно) - к ордену Красной Звезды, 448 моряков (391 посмертно) - к медалям «За отвагу», «За боевые заслуги», Ушакова и Нахимова.

Поскольку к тому времени уже не было ни государства, под военно-морским флагом которого погиб «Новороссийск», ни советских орденов, все «новороссийцы» были награждены орденами Мужества.

Судьба останков корабля

Летом 1956 года экспедиция особого назначения «ЭОН-35» приступила к подъему линкора методом продувания. Подготовка к подъему была полностью завершена к концу апреля 1957 года. Генеральную продувку начали с утра 4 мая и в тот же день завершили подъем. Корабль всплыл кверху килем 4 мая 1957 года, а 14 мая его отбуксировали в Казачью бухту, где и перевернули. При подъеме корабля вывалилась третья башня главного калибра, которую пришлось поднимать отдельно. Корабль был разобран на металл и передан на завод «Запорожсталь» на переплавку.

Из досье

На сайте Flot.com опубликована еще одна версия гибели «Новороссийска».

Ее выдвинул уже в наше время кандидат технических наук Олег Сергеев. Суть ее такова. Линейный корабль «Новороссийск» был подорван двумя зарядами с суммарным тротиловым эквивалентом в пределах 1800 кг, установленными на грунте в районе носовых артпогребов, на незначительном расстоянии от диаметральной плоскости корабля и друг от друга. Взрывы произошли с коротким временным интервалом, обусловившим создание кумулятивного эффекта и нанесение повреждений, в результате которых корабль затонул. Подрыв же был подготовлен и осуществлен отечественными спецслужбами с ведома руководства страны исключительно во внутриполитических целях. В 1993 году стали известны исполнители этой акции: старший лейтенант спецназа и два мичмана - группа обеспечения.

Против кого была направлена эта провокация? Согласно Сергееву, прежде всего против руководства ВМФ. На этот вопрос через два года после гибели «Новороссийска», на пленуме ЦК КПСС 29 октября 1957 года, ответил Никита Хрущев: «Нам предложили вложить во флот более 100 миллиардов рублей и строить старые катера и эсминцы, вооруженные классической артиллерией. Мы провели большую борьбу, сняли Кузнецова… думать, заботиться о флоте, об обороне он оказался неспособным. Нужно все оценивать по-новому. Надо строить флот, но прежде всего строить подводный флот, вооруженный ракетами».

Десятилетний план судостроения, не отражающий в перспективе приоритет развития наиболее капиталоемких и выгодных для ВПК морских стратегических ядерных сил, объективно не мог поддерживаться военно-политическим руководством страны, что и решило судьбу главкома ВМФ Николая Кузнецова.

Гибель «Новороссийска» послужила началом масштабного сокращения Военно-морского флота СССР. На металлолом пошли устаревшие линкоры «Севастополь» и «Октябрьская революция», трофейные крейсеры «Керчь» и «Адмирал Макаров», множество трофейных подлодок, эсминцев и кораблей других классов довоенной постройки.  

Теги: , , ,

12 комментарии или Оставить комментарий
promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
Comments
blues_alone From: blues_alone Date: October 28th, 2011 06:54 am (UTC) (Link)
Спасибо, что напомнили. Мой тесть служил тогда на крейсере "Молотов", который стоял рядом в ту ночь на севастопольском рейде. (Много рассказывал, но нужно ещё подробнее расспросить). Экипаж "Молотова" принимал участие в спасательной операции и несколько матросов с "Молотова" погибли в ходе спасения. Психологический шок был страшнейший, как он рассказывал: и у выживших с "Новоросийска" и у свидетелей трагедии.
lidiya_nic From: lidiya_nic Date: October 28th, 2011 07:20 am (UTC) (Link)
У меня один родственник - дядя служил в то время на "Новороссийске". Он демобилизовался и уже ехал домой. В поезде узнал о трагедии.
From: palych_1917 Date: October 28th, 2011 07:32 am (UTC) (Link)
Д.Романов упоминает о "Новороссийске" в книге "Трагедия подводной лодки «Комсомолец»":

В 1949 году при разделе итальянского флота наша страна получила линкор «Новороссийск» (бывший «Юлий Цезарь»). На этом корабле практически не была обеспечена надводная непотопляемость, а остойчивость не соответствовала нормам Военно морского флота СССР.
За шесть лет нахождения линкора в строю руководство Военно морского флота ничего не сделало для устранения этих недостатков. Не была даже разработана документация по непотопляемости и по борьбе за живучесть корабля, а та, что имелась, была на итальянском языке. Плавать на линкоре было опасно – он мог утонуть от любой навигационной аварии, связанной с поступлением воды внутрь корабля.
29 октября 1955 года в результате внешнего взрыва линкор «Новороссийск» затонул на стоянке в главной базе Черноморского флота. Погибло более 600 человек.
Правительственная комиссия по расследованию обстоятельств гибели линкора оказалась неспособной дать принципиальную оценку бездеятельности центральных структур Военно морского флота – основных виновников трагедии. Не было сделано должных выводов, а следовательно, и не устранены недостатки в кадровой работе, по боевой подготовке личного состава, по ремонту и техническому обслуживанию кораблей, по работе аварийно спасательной службы и по обеспечению кораблей руководящей документацией по борьбе за живучесть.
idealist_t From: idealist_t Date: October 28th, 2011 07:42 am (UTC) (Link)
Спасибо за напоминание
maxi_min From: maxi_min Date: October 28th, 2011 08:18 am (UTC) (Link)
в Северной бухте Севастополя

бухта называется Севастопольской. напротив места гибели Новороссийска - Инженерная бухта, и только левее - Северная. слишком растиражированная в сети ошибка. на викимапии, при более-менее точном указании места гибели линкора видно, что это Аполоновка, а не расположенная на другой стороне Северная.
physfak_69 From: physfak_69 Date: October 28th, 2011 02:04 pm (UTC) (Link)

Гбель "Новороссийска"

Мирослава, спасибо, что напомнили о трагедии «Новороссийска». Год назад была «круглая», насколько это прилагательное вообще применимо к таким датам -55лет, и я у себя в журнале написал короткий пост. Писал я его под впечатлением статьи книге «для флотских», автор – один из членов комиссии, помнится капраз. Для начала он в пух и прах, и весьма доказательно, разносит версии о немецкой мине и пловцах Боргезе . Версию «тайника" вообще не рассматривает, ввиду ее , мягко выражаясь, фантастичности. Попутно напоминает о том, что комиссия поначалу мертвой хваткой вцепилась в версию о взрыве артиллерийского погреба, арестовали соответствующего командира и пытались выбить из него признание, но мужик оказался крепким. Сразу же после первого спуска водолазов стало ясно: 1.взрыв двойной донный (две воронки); взрыв направленный – через десяток метров толщи воды пробито днище и все (!) бронированные палубы, а форс пламени (по описанию очевидцев) взлетел до клотика («макушки») мачты. Металл днища вдавлен вовнутрь, а палуб- наружу. Уже этого достаточно, чтобы утвердить вариант диверсии. Но мощность взрывав - дважды по примерно две тонны сразу ставит крест на версии пловцов. И автор делает – по принципу «кому выгодно» -вполне логичный вывод- английская карликовая подводная лодка – так взрывали они в свое время «Тирпиц». Еще одна деталь - наше «фирменное» разгильдяйство на сей раз предотвратило очень серьезную трагедию – взрыв носового артпогреба, потому как диверсанты целили именно в него. Удайся их затея – и могло снести полбухты. Но при постановке корабля «на бочку» лихой старпом промазал на два десятка метров и взрывная струя прошла мимо. А ежели учесть, что орудия носовой («атакующей») башни линкора были переоборудованы для стрельбы с дистанции более сотни километров ЯДЕРНЫМИ снарядами, кои, понятно, входили в боекомплект, можно представить себе, что затеяли наглосаксонские общечеловеки. Автор предполагает, что именно тогдашняя атомная сверхсекретность и породила все «пляски» правительственной комиссии.
From: specnazspn Date: October 30th, 2011 06:54 am (UTC) (Link)

Re: Гбель "Новороссийска"

" Но при постановке корабля «на бочку» лихой старпом промазал на два десятка метров и взрывная струя прошла мимо"...
Подтверждение того, что, назовём их "не очень дисциплинированные и точные люди",а может просто Его Величество случай, приносят большую пользу.
Довольно-таки часто.
physfak_69 From: physfak_69 Date: October 30th, 2011 08:04 am (UTC) (Link)

Re: Гбель "Новороссийска"

Я думаю, большинство людей, исключая , пожалуй абсолютно упертых "материалистов", легко припомнят из своей жизни такие совпадения, порой спасавшие им жизнь. Есть статистика по наполняемости самолетов, потерпевших крушения - так количество "опаздавших на рейс" практически всегда много больше, чем на нормальных рейсах.
From: specnazspn Date: October 30th, 2011 10:10 am (UTC) (Link)

Re: Гбель "Новороссийска"

Я Вам больше скажу, сам не раз испытал этот эффект на своей шкуре.
Наверное благодаря и этому, сейчас пишу в комментариях, жив и практически здоров. Как говорится: Годен к строевой:)))
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: October 30th, 2011 02:04 pm (UTC) (Link)

Re: Гбель "Новороссийска"

Так вот откуда истоки анекдота "боцман, что ты сделал, торпеда-то мимо прошла!"?
From: specnazspn Date: October 30th, 2011 03:49 pm (UTC) (Link)

Re: Гбель "Новороссийска"

Не каждый боцман... так сможет:)
pingback_bot From: pingback_bot Date: October 29th, 2011 01:04 pm (UTC) (Link)

56 лет назад в результате взрыва затонул линкор "Ново

User gursiv referenced to your post from 56 лет назад в результате взрыва затонул линкор "Новороссийск" saying: [...] Оригинал взят у в 56 лет назад в результате взрыва затонул линкор "Новороссийск" [...]
12 комментарии или Оставить комментарий