varjag_2007 (varjag_2007) wrote,
varjag_2007
varjag_2007

Табачник: "Посол США хочет дебилизировать украинские университеты!"

Дмитрий Табачник откровенно о преподавании на русском языке, контроле со стороны американского посла, внешнем тестировании и конфликтах с "вечно вчерашними"

...тот факт, что Министерство разрешило автономию вузам и право преподавать предметы на русском, на английском или на украинском укрепляет позиции высшей школы Украины как одного из самых крупных игроков на мировом рынке высшего образования. Кроме того, мы, несмотря на сопротивление националистов, сделали программу в этом году, и будем делать для всех классов, которая называется «Мировая литература», где русская литература будет занимать очень большой объем. Потому что я убежден, что образование любого по-настоящему цивилизованного и действительно образованного человека состоит из нескольких фундаментальных вещей. Это великая греческая философия, это русская литература и немецкая логика.

Кроме того, в этом году мы разрешаем всем родителям выбирать язык обучения для детей. Кроме того, в прошлом году и в этом году я, как министр образования и науки Украины, сказал, что все учебники, которые издает государство за счет денег государственного бюджета, будут издаваться так, как потребуют этого школы. Т.е. раньше было очень просто: 70 или 80 процентов учебников печаталось на украинском языке, даже если они оставались в библиотеках, и недостаточный процент – на русском зыке. В этом году школы Харькова, Крыма, Донецка, Луганска, других областей, если они хотят заказать учебники 11 класса на русском языке, они их получат на русском языке за счет государственного бюджета.

О. БЫЧКОВА: А учебники на русском и на украинском одинаковые?

Д. ТАБАЧНИК: И те, и другие соответствуют учебной программе Украины. Потому что проводится конкурс, и авторский коллектив, который победил, и на русском, и на украинском обязательно прошел все испытания: Национальную академию наук, Национальную академию педагогических наук и методистов.

О. БЫЧКОВА: Тем не менее, программы и предметы, которые на украинском языке и на русском языке, они отличаются между собой?

Д. ТАБАЧНИК: По объему знаний не отличаются.

О. БЫЧКОВА: А по качеству?

Д. ТАБАЧНИК: И по качеству не отличаются. Более того, мы в этом году впервые через 17 лет отсутствия восстановили всеукраинскую олимпиаду по русскому языку и литературе, что приятно. Это моя личная победа. Из всех 27 регионов Украины дети участвовали в этой программе. Второе место, командный зачет заняли школьники Тернопольской области. Вместе участвовали в этой программе все: Министерство образования, Институт инновационных технологий, Фонд «Россотрудничество» и коммерческие структуры.

Все дети, которые победили в олимпиаде, получили прекрасный подарок. Во-первых, те же дополнительные баллы для поступления в любой украинский университет: за первое место – 50 баллов, за второе – 40, за третье – 30, – что дает опережение любого конкурса и возможность поступить в любой вуз. Второе – российское Министерство образования предложило победителям олимпиады, старшеклассникам выпускного класса поступать в российские университеты. Это очень важно. Наконец, все вместе победители, начиная от самого младшего, 8-го класса, 8-й, 9-й, 10-й, 11-й получили право поехать на белые ночи в Санкт-Петербург. Это замечательно. Потому что они во время этой поездки прикоснутся к великой русской культуре не только в языковом, литературном измерении, но и в художественном, в архитектурном, в общекультурном, в историческом.

Последнее. Для нашего слушателя из Рыбинска. Я хочу сказать, что в Украине на сегодняшний день все нормативные акты Министерства построены таким образом, что, если родители хотят обучать ребенка на русском языке, для этого есть все возможности. Никто это не придавливает, не мешает. Если есть какие-то нарушения, то нужно обращаться в Министерство образования, мы ретивых чиновников поправим.

О. БЫЧКОВА: Почему же они тогда пишут нам на сайт так, как будто русский язык зажимают?

Д. ТАБАЧНИК: Потому что образовательная среда учительская очень консервативная. Если их пять лет воспитывали в условиях государственной русофобии благодаря г-ну Ющенко, то, наверное, год – недостаточный, к сожалению, срок, для того чтобы все от этой русофобии избавились.

О. БЫЧКОВА: А это как выглядит практически?

Д. ТАБАЧНИК: Практически это выглядит так. Вот мы молодая мама, приводите ребенка в 1 класс и говорите: «Хочу, чтобы мой Андрюша обучался на русском языке». Это притом, что все школы в Украине украинские – и с венгерским, и с русским, и с польским, и с крымско-татарским языком обучения. Все школы в Украине украинские. Русские школы – в России, польские – в Польше. У нас 9 типов школ, все школы украинские, с разным языком обучения. И от вам на низовом уровне чиновники от образования пытаются морочить голову, говорят: да-да, конечно, очень важно, но для того чтобы скомплектовать класс, нужно 20 деток, поэтому вы, пожалуйста, найдите еще 19 родителей, которые тоже подадут заявления.

О. БЫЧКОВА: Их может не найтись.

Д. ТАБАЧНИК: Их может не найтись – тогда есть сложность.

О. БЫЧКОВА: А если их не найдется, значит, мой ребенок не будет обучаться на русском языке.

Д. ТАБАЧНИК: Во-первых, если вы живете в городе, то возле вас не одна школа, а много. Во-вторых, если все-таки у вас есть определенные желания, чтобы ребенок получил гармоничное образование и знал априори, как все в Украине люди старшего поколения, два язык – русский и украинский, то вы можете преодолеть эти трудности. Но, тем не менее, конечно, нужно помогать родителям, потому что им не очень просто. Я думаю, что самое главное – освободить учительство от чувства страха, что они делают что-то неправильно.

Я хочу сказать всем учителям – и украинским, и российским: вы делаете всё правильно, если хотите дать детям более гармоничное образование. Если вам кто-то мешает, приходите ко мне лично как к министру, и мы будем вам помогать. И это самое главное. Потому что теперь каждая школа заказывает комплекты учебников так, как она хочет. И Министерство обязано дать те комплекты учебников, не давать те учебники, которые лягут мертвым грузом в библиотеку, а те, которые будут востребованы детьми.

О. БЫЧКОВА: Получается, что всё равно мешают не учителя, а закон, который требует группу из 20 человек. А если набирается 15…

Д. ТАБАЧНИК: Отчасти вы правы. Но если маленькая сельская школа, то класс может быть меньше. Потому что образование и в Украине, и в России – это государственная структура, и мы не можем для двух-трех, пяти детей делать отдельный класс. На самом деле это несколько умозрительная проблема. Потому что в Одессе, в Луганске или в Харькове на самом деле главное – чтобы родителям не выламывали руки, а помогали им формировать те классы, которые они хотят. Я хочу обратить внимание на еще один факт.

Дети, которые учатся на венгерском, на русском, на польском, на крымско-татарском языке, они всё равно будут учить обязательно украинскую литературу, украинский язык как граждане Украины и сдавать экзамен, т.е. государственную итоговую аттестацию по итогам каждого класса и средней школы, и полной средней школы. Поэтому школа с русским языком обучения не мешает юному гражданину Украины получить образование, по сути, на двух языках – на русском и на украинском.

[...]

Д. ТАБАЧНИК: Положительные новости у нас есть, и уникальные. Например, в школьных олимпиадах в этом году в Украине участвовало 3 млн. 200 тысяч человек. Это фантастика, мы этим гордимся. Мы впервые провели в этом году 19 олимпиад, что на 5 больше, чем в прошлом году. Мы создали новые олимпиады: по русскому языку и литературе, по экологии, по астрономии, по педагогике, по психологии. Целый ряд олимпиад создали для того, чтобы провести конкурс национальных победителей. Потому что без этого национальные команды не имеют права участвовать в международных олимпиадах по той же экологии, по той же экономике, физике и так далее.

Кроме того, в этом году мы впервые сделали масштабную интернет-олимпиаду. Мы говорили, что родители и учителя будут помогать школьникам. Так вот 51 ученик участвовал в четвертом этапе Всеукраинской олимпиады, где письменные задания, по результатам интернет-олимпиады. Фантастические результаты. 94,5%, 48 учеников из 51 заняли 1-е, 2-е места в четвертом, заключительном этапе Всеукраинской олимпиады. Это говорит о том, что никто не обманывал по Интернету, дети сами решали свои задачи. Кроме того, в этом году мы впервые разрешили победителям олимпиад получать дополнительные балл при поступлении в учебные заведения.

[...]

У меня практически каждый месяц бывает американский посол. Он очень возбужден, взбудоражен тем, что Украина пытается выйти на мировой опыт поступления в университет.

О. БЫЧКОВА: Почему взбудоражен?

Д. ТАБАЧНИК: Потому что, наверное, хотелось, чтобы мы как можно быстрее откатывались к серому третьему миру, к уровню дебилизма экваториальных стран. Так вот я ему говорю, что в Америке из нескольких тысяч университетов нет ни единого – Принстон, Йель, Гарвард, Джорджтаун, – где бы университет был отстранен от отбора абитуриентов. Почему же вы, господин посол, пытаетесь дебилизировать украинский, российский, белорусский et cetera университет? Они тоже должны иметь право.

О. БЫЧКОВА: А он что говорит на это?

Д. ТАБАЧНИК: Он повторяет взвешенные дипломатические инструкции о том, что тестирование – это очень прозрачный путь, ликвидирующий коррупцию. На что я ему отвечаю, что если бы в наши вузы поступали по рекомендательным письмам сенатором и конгрессменов, как в США, то я думаю, что я бы не выжил даже в бронированном автомобиле. Представляете, взял два письма у депутатов Верховной Рады – и поступил в Киевский университет, взял три письма – и поступил в Киевский институт международных отношений. Не будем обвинять американского посла, он трудится как умеет.


[...]

Украина в этом смысле вообще несколько удивительная страна. У нас по статистике 77% украинцев, 17% русских, остальные – граждане других национальностей. Но при таком соотношении (77% – это больше трех четвертей) 60% населения в столице говорит, живет, общается, встречается с девушками на русском языке. Из 537 средних школ полностью на русском языке преподавание – только пять.

И вот завтра, например, наши «вечно вчерашние» пойдут пикетировать мэрию, потому что она разрешает родителям открывать классы с российским языком обучения. Притом что формат обучения на украинском языке сохраняется полностью. Ну что можно сказать о «вечно вчерашних»? Завтра будет хорошая погода, им будет трудно стоять на жаре. И трудно, не потому что жарко, а потому что их идея всё зарегулировать и повернуть всё в рамки абсурда просто бессмысленна.

Недавно в Киеве был создатель Чикагской биржи. Потрясающий человек, один из величайших американских экономистов, друг Фридмана, массы других Нобелевских лауреатов в области экономики. Он выходец из Украины. 85 лет. Он говорит: «Если вокруг тьма, не надо плакать. Нужно зажечь свечу – тьма рассеется. Зажечь вторую свечу, третью. Трудиться в темноте. И тогда тьма, может быть, рассеется».

О. БЫЧКОВА: Если 500 школ, из них только пять на русском языке…

Д. ТАБАЧНИК: Будет больше. Если родители захотят… Это же не может делать министр. Родители должны понять, что человек с двумя руками, двумя языками, двумя информационными морями, он значительно сильнее и конкурентоспособнее, чем человек с одной рукой, одним языком, одним миром информации.

Tags: идентичность, образование, русский мир, сша, украина, школа, язык
Subscribe
promo varjag_2007 сентябрь 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments