varjag_2007 (varjag_2007) wrote,
varjag_2007
varjag_2007

Голод 1932-33 годов в сельской местности Днепропетровской области (в современных границах) - 1

В развитие темы поста "Голод 1932-33 годов в Днепропетровской области (в современных границах)"

Originally posted by nazar_rus at Голод 1932-33 годов в сельской местности Днепропетровской области (в современных границах - 1).
Итак, продолжим рассмотрение темы голода в Днепропетровской области (в современных границах). Как мы уже определились ранее – общая смертность по Днепропетровской области (в современных границах) в 1932 году составляла порядка 36,7 тыс. человек, а в 1933 – порядка 99,3 тыс. человек. Соответственно, превышение смертности 1933 г. над 1932 годом по предварительным оценкам составляет 2,7 раз. Запомним эту цифру.

Однако прежде чем переходит к оценке смертности необходимо разобраться с особенностями учета умерших. В 30-е годы в УСРР этим занимались отделы Записи Актов Гражданского Состояния при местных исполнительных комитетах. В сельской местности, следовательно, все записи велись в сельских советах (сельрадах). И уже потом, сельрады подавали данные в район, районы – в область, область – в республику и та уже – в центр. Параллельно подавалась статотчетность в местные (районные) статистические органы, которые, в свою очередь передавали данные по своей вертикали – в область, республику и ЦУНХУ. Т.о. у нас данные ЦУНХУ – это несколько раз обработанно-переработанные показатели, как в местными органами ЗАГС, так и в самих статорганах. Прекрасная возможность для случайных ошибок или всевозможнейших «корректировок». А вот данные учета смертей в местных органах ЗАГС – это первичка, с которой, по уму, и стоит работать.

И вот тут у меня возникло целиком серьезное и неподдельное искреннее восхищение апологетикой «голодомора» под патронатом бывшего президента Украины. На волне «голодоморных» плясках на костях умерших произошла действительно знаковая вещь – были изданы Книги памяти умерших в 1932-33 годах по областям.

Поясним, историки в областях Украины поднимали записи в местных архивах – да-да, те сами книги учета умерших с первичными данными – и составляли мартирологи, где указывали умерших пофамильно. Таким образом – у нас есть опубликованные первичные данные (не оценочная статистика) по голоду 1932-3 годов – бери и считай.

Понятное дело, что данные далеко не полные. И тому есть естественные причины. Во-первых, административно-территориальные реформы 30-х, 50-х и 60-х годов, а во-вторых, – Великая Отечественная война. Но, тем не менее.

И взял я в руки такую книгу памяти по Днепропетровской области [Національна книга пам’яті жертв Голодомору 1932-1933 років в Україні. Дніпропетровська область. Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2008. – 1248 с.].

И так, составители мартролога укзазывают, что всго за два года подтверждена смертность 65332 человек. При этом по 1932 году 19930 смертей, а по 1933 – 45171. Да, у меня тоже сумма не совпадает с предыдущей цифрой. Ну, все мы люди, можем и ошибиться с «точностью до человека». Но вот, что интересно превышение смертности 1933 г. над 1932 годом по этим цифрам составляет 2,3 раза. Вспоминаем цифру 2,7 раз по нашим предварительным оценкам.
Сам мартиролог представлен на с. 34 – 1026. Записи отсортированы по городам и районам области. К сожалению, сортировка выполнена по современным районам, что усложняет сопоставление данных с ситуацией 1932-33 года. Так же не совсем понятно – указаны сельрады современные или на 1932-33 года? В качестве положительного следует отметить, что для каждой рады приводится источник – номера фонда, описи и дела. К сожалению, в мартирологе наблюдаются неоднократные повторы – когда одно и то же лицо (это четко видно по записям) дается несколько раз. Отмечаются отдельные ошибки составителей, например, по нескольким сельрадам Новомосковского района умершие в 1932 году записаны как умершие в 1933 и наоборот. Также существенным недостатком является то, что в мартирологе указаны только года смерти без указания даты и месяца – динамику смертности построить невозможно.

Наконец, самое главное, составители мартиролога для каждого умершего указали причину смерти! Очень интересно. Т.е., вы думаете, что представленные в мартирологе 65 с лишним тысяч человек в 1932-33 году умерли от голода? А вот и нет! Честно говоря, у меня возник вопрос – это днепропетровские историки специально такую мину заложили под теорию «голодомора»?

Давайте разберемся, что же происходило в 1932-33 гг в сельской местности современной Днепропетровской области (пока – по сельрадам, по городским радам будет, когда я наберусь духу Днепропетровск посчитать). Тем более что именно на селе, как нам вещают, все самое страшное и происходило – крестьян «геноцидили» или «социоцидили».

В мартирологе имеются данные по сельрадам 19 районов Днепропетровской области: Васильковскому, Верхнеднепровскому, Криничаснкому (бывший Божедаровский и частично Верхнеднепровский), Днепродзержинскому (бышее Каменское), Криворожскому, Межевскому, Павлоградскому, Юрьевскому (в 1932-33 гг. входил в состав Паволградского района), Никопольскому, Днепропетровскому, Новомосковскому, Петропавловскому (входил в состав Межевского и Васильковского), Пятихатскому (бывший Пятихатский и Лиховский), Синельниковскому, Солонянскому, Софиевскому (к сожалению, данные только по одной сельраде), Томаковскому и Царичанскому.

Всего данных за два года (1932-33) представлено по 152 сельрадах, кроме того, еще по 33 сельрадах есть данные только за 1932 год и по 38 сельрадах – за 1933. Отдельные районы представлены гораздо хуже, отдельные – практически идеально для данных условий. Но, тем не менее, выборка вполне себе неплохая.

Сразу же дадим ответ на возражение по поводу «недоучета» населения в связи с голодом – как возможным случайным, так и намеренным (власти скрывали). Вообще-то, украинское село – это место где все обо всех все знают. И, если уж человек умер, то скрыть факт смерти ну очень сложно. В таких условиях не регистрировать – чревато серьезными последствиями для регистраторов от тех же жителей села, собственных соседей. И данные мартиролога показывают, что учет умерших в сельрадах действительно велся достаточно тщательный. Например, по сельрадам даже в 1933 году фиксируются умершие возрастом не только несколько месяцев, но и несколько дней. Есть даже случаи, когда в мартирологе указывается фамилия и отчество умершего ребенка, а имени нет (не успели дать). Есть умершие в 19332-33 гг. возрастом 1 день, 5 дней, 15 дней и т.д. Более того, в мартирологе отмечены случаи записей мертворожденных (в 1932 г. таких случаев указано 12, в 1933 – 5) и умерших при родах детей. Так что, когда начинают утверждать о «недоучете», а особенно «по приказу» – лукавят или выдают желаемое за действительное.

Самое интересное, что есть и документальные подтверждения. Так существует письмо прокурора Покровского участка Островского (ГАДО, Ф. Р-1520, Оп. 3, Д. 37, Л. 439), в котором он указывает следующее: Сизон Макар Сергеевич зашел в Коммунарскую сельраду истощенным, на что в сельраде не обратили внимания. Выйдя на улицу, Сизон М.С. умер. При осмотре тела врач Запорожец под нажимом инспектора милиции Борульника записал, что Сизон умер от переохлаждения (замерз). Впоследствии оба признались, что «не осмелились указать истинную причину смерти» – истощение. Факт зафиксирован 23 марта, а письмо прокурора датировано – 25 марта.

Что делает прокурор? Требует «принять меры» против начальника Запорожского ДОПРа, который, освободив правонарушителя Сизона, «не обеспечил его продуктами» , открыл дисциплинарное дело против головы Коммунаровской сельрады, который «своевременно не принял меры» и против инспектора раймилиции Борульника, который заставил врача совершить подлог.

Кстати, здесь же указывается, что найдено три трупа (один – детский, закопанный в конюшне) умерших от голода, по факту чего открыты уголовные дела.

Не достаточно? Есть еще один документ – письмо завоблздравом Шрайбера на имя павлоградского райздравинспектора Щеглова (ГАДО, Ф. Р-2240, Оп. 1, Д. 81, Л. 4), в котором указывается, что в районе по селам имеются случаи смерти по невыясненным причинам, которые не регистрируются в органах ЗАГС, а похороны проводятся населением нелегально. Завоблздрава требует «самым тщательным образом» выяснить дело и детально сообщить в облздрав о последствиях и принятых мероприятиях по этому факту.

Таким образом, факты подобного сокрытия местными властями не только не приветствовались, но тщательно расследовались, а руководство информировалось. И разговоры о «недоучете» в этой связи, откровенно говоря, являются притянутыми за уши.

Переходим к учету умерших.
Ремарка: уважаемые критики, я тоже могу ошибаться, поэтому, если кто при пересчете получит цифры, не совпадающие с моими с точностью до человека – учитывайте это.

Всего по сельрадам в 1932 году зафиксировано 10161 смерть. По 1933 – 28029. Превышение составляет 2,76. В 153 сельрадах, для которых есть данные за оба года, абсолютная смертность составляла 8703 и 24088. Превышение – 2,77. Если же рассчитывать по «средним», то в 1932 г. смертность на «среднюю» сельраду составляла 53,48 человек, а в 1933 – 151,5. Превышение – 2,83.

И так, наша предварительная оценка, а также оценка по данным мартиролога дает превышение смертности в 1933 году над 1932 порядка 2,8 раз. В общем, если на селе по официальным данным смертность в 1932 году была 17,1, то в 1933 году она оценивается как порядка 47,9.

По возрастным группам наблюдается следующая картина:
	до года	 1 - 10	 11 - 16	17 - 50	старше 50	нет данных
1932	1965	 3073	 213	        1678	2875	        357
	19,3%	 30,2%	 2,1%	        16,5%	28,3%	        3,5%
1933	1167	 7581	 1631	        7943	8970	        737
	4,2%	 27,0%	 5,8%	        28,3%	32,0%	        2,6%
1933/32	0,59	 2,47	 7,66	        4,73	3,12	        2,06

И так, в младенческой группе в 1933 смертность упала почти в два раза. Это в голод. Объяснение тут может быть только одно – резкое падение рождаемости. И доля умерших младенцев до года в 1933 году (4%) это подтверждает: умирало сравнительно мало, поскольку мало рождалось. Далее, важным фактом является то, что практически не поменялась доля умерших в детской группе (1 – 10 лет) и стариков (старше 50 лет), однако смертность их выросла порядка 3 раз. Наконец, почти в пять раз выросла смертность взрослого трудоспособного населения и почти в восемь раз – подростковой группы, также наблюдается изменение долей умерших этих групп.

Таким образом, ситуация 1933 года наиболее катастрофически сказалась на подростках и взрослом трудоспособном населении. В сравнении 1932 годом демографическая пирамида испытала серьезнейшие трансформации для всех возрастных групп населения.

А вот теперь переходим к причинам смертности. Прежде всего, разберем вопрос с невыясненными причинами смерти (вместе с неразборчивыми диагнозами). В 1932 году таких случаев указывается 4185 (41%), а в 1933 – 13335 (48%), превышение в 1933 году – в 3 раза (вспоминаем цифру превышения смертности в 2,8 раз). Таким образом, складывается следующая картина – никто целенаправленно умерших от голода не скрывал, а превышение числа умерших по неуказанным причинам в 1933 году целиком укладывается в общую картину превышения смертности. Оценка ситуации непосредственно по сельрадам подтверждает это – имеются сельрады, где большая часть умерших регистрировалась без указания причины смерти и в 1932, и в 1933, либо в один год причины практически не указывались, а в другой – наоборот, указывались. Никакая система тут не наблюдается. Такое положение вещей имеет простое объяснение – где был стационарный медпункт или медработник – там указание причины достаточно четкое. Где нет – для большинства умерших причины не указаны (за исключением явных, которые может определить любой человек без специального медицинского образования).

Далее, отдельно нужно рассмотреть погибших в результате насильственной смерти, трагических обстоятельств и самоубийства (да, их тоже в мартирологе указали, как «голодоуморенных). Таких случаев в 1932 году было 292 (3%), а в 1933 – 324 (1%). В общем, всплеска преступности, несчастных случаев и самоубийств в связи с голодом не наблюдается. Кстати, параллельно развеивается миф о том, что в СССР «не любили» самоубийства фиксировать. Вполне себе фиксировали – как еще понимать причины смерти «повесился», «утопился» или «кинулся под поезд»?

Далее, отдельно необходимо рассмотреть ситуацию с инфекционными болезнями. Прежде всего отметим, что в докладной записке секретаря Днепропетровского КП(б)У на имя Косиора (в ЦК КП(б)У) и Чубаря (в Совнарком УСРР) [ГАДО – Ф. Р-2240, Оп. 1, Д. 75, Л. 43 – 44.] для 4 квартала 1932 года отмечается вспышка инфекционных заболеваний. В частности, указывается сыпной тиф (поражены почти все районы – 1394 случаев, что почти в два раза больше, чем в 1931 г.), брюшной тиф (поражены все районы – 13820, что в полтора раза превышает данные 1931 г.) и тропическая малярия (117532 случая, что в два раза больше, чем в 1931 г.). Последняя, кстати, свирепствовала в основном в промышленных центрах (Днепропетровск, Каменское, Кривой Рог, Днепрострой). Вот интересно, откуда появилась тропическая малярия в промышленных центрах области?

В мартирологе по сельрадам всего умерших от инфекционных заболеваний в 1932 году насчитывается 2718 человек (27%), а в 1933 – 3362 (12%). Цифры – ужасающие. Вспомним панику 2010 года по поводу «птичьего гриппа»? Да, доля умерших от инфекционных заболеваний упала в два раза, но абсолютное количество – выросло.

Приведем статистику смертей от десяти ведущих болезней
			1932		1933		1933/32
Воспаление легких	1129	11%	1345	5%	1,2
Туберкулез		534	5%	675	2%	1,3
Простуда		128	1%	265	1%	2,1
Малярия			43	0%	230	1%	5,3
Тиф			170	2%	217	1%	1,3
Чахотка			78	1%	160	1%	2,1
Корь			198	2%	104	0%	0,5
Дизентерия		34	0%	66	0%	1,9
Скарлатина		111	1%	42	0%	0,4

И так, четко видно, что в области в 1932-33 году свирепствовали эпидемии пневмонии и туберкулеза, а в 1933 наблюдается еще и всплеск (в два раза) простудных заболеваний. При чем эти заболевания с голодом связать тяжеловато. Более того, в 1933 году наблюдается вспышка эпидемии малярии и чахотки. Помимо этого в 1932 году наблюдались эпидемии кори и скарлатины (вот она, по-видимому, основная причина высокой детской смертности в 1932), высокая смертность от которых была также характерна и в 1933 году. Отдельно следует указать, что в актах часто записывали такие причины как «неуказанная эпидемия», «пошесть» и т.д., в эту же группу мы отнесли смертность от оспы, сибирской язвы, сифилиса (да и такие записи есть) таких фактов в 1932 наблюдалось 16, а в 1933 – 82.

Реально голодом можно объяснить вспышку дизентерии, однако, абсолютная смертность от нее по селам – невысокая.

Таким образом, одна из основных причин высокой смертности 19332 - 1933 года объясняется ростом эпидемиологических заболеваний, с голодом не связанных.

Прочие заболевания и другие причины (смерть при операциях, рожениц, гангренах и т.д.) составляют 1156 (11 %) в 1932 году и 3020 (11%) в 1933 году. Опять отмечается рост абсолютной смертности при той же доле умерших. Рост составляет порядка 2,6 раз.

Откровенно говоря, этот результат поставил в тупик. Однако, просмотрев статистику ведущих причин смертности в этой группе,
	                1932		1933		1933/32
Сердечно-сосудистые	385	4%	1612	6%	4,2
Мочеполовые	        66	1%	290	1%	4,4

стало понятно, что в 1933 году наблюдается всплеск сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний мочеполовой системы. Наиболее часты диагнозы – декомпенсация сердца и декомпенсация почек. Таким образом, превышение смертности в этой группе объясняется последствиями длительного голодания и эпидемии.

Наконец, отдельно следует отметить умерших по возрасту – в качестве причины указано «старость». В 1932 году таких умерших отмечено 1038 (10%), а в 1933 – 2762 (10%). Картина понятная.

Наконец, остались причины, связанные непосредственно с голодом. Здесь разберемся подробно.
	                        1932			1933		
Понос	                        134	1%		223	1%		1,7
Желудочно-кишечные заболевания	489	5%		1114	4%	        2,3
Питание	                        3	0%		37	0%		12,3
Истощение, слабость	        52	1%		2657	9%	        51,1
Голод	                        14	0%		648	2%		46,3
Диспепсия	                37	0%		58	0%		1.6
Колит	                        0	0%		34	0%	
Отеки	                        36	0%		364	1%		10.1
Малокровие	                7	0%		91	0%		13,0

Графу «Питание» следует понимать как смертность от «авитаминоза» (так указывалось в причинах смерти) и различные отравления суррогатами.

Картина – более, чем понятная. Во-первых, рушится миф, что на местах сто-то там скрывали и «боялись писать» смерть от голода. Как-то записи «от голода», «истощение», «недоедание», «безбелковые отеки» не дает никакого простора для фантазий.

Далее, рушится миф о голоде в 1932 году – всего таких фактов зафиксировано 149 (это если все отеки отнести непосредственно к голоду). К сожалению, как уже указывалось выше, даты смерти нет. Поэтому установить, когда умерли эти люди – весной 1932 года или осенью – зимой не представляется возможным. Однако из мартиролога четко видно, что эти случаи единичные в отдельных сельрадах (преимущественно Новомосковского района).

Далее, некий Сигизмунд Миронин может свою теорию «отеков», а-ля «мор без голода», отправить в мусорную корзинку. В качестве причины смерти в 1933 году отеки составляют порядка 1 % (повторяю, если допустить, что все отеки были вызваны голодом). Также крайне невысокая смертность от неправильного питания.

Всего по причине голода в 1932 году по самым завышенным оценкам зафиксирована смерть 283 человека (с учетом всех умерших от поноса и без учета умерших от желудочно-кишечных заболеваний), что составляет около 2,8% от общего числа умерших или около 4,7% от умерших, для которых причина смерти указана.

Всего по причине голода в 1933 году по самым завышенным оценкам зафиксирована смерть 4737 человек (с учетом всех умерших от поноса и без учета «нормы» умерших от желудочно-кишечных заболеваний в 1932 году), что составляет около 17% от общего числа умерших или около 32% от умерших, для которых причина смерти указана.

«Скрытая» смертность от голода в 1932 году из зафиксированных смертей составляет 4,7% умерших, для которых смерть не указана или порядка 195 человек. «Скрытая» зафиксированная смертность от голода в 1933 году составляет 32% от умерших, для которых смерть не указана или порядка 4267 человек.

Зафиксированная смертность от последствий голода (превышение смерти от сердечной и почечной недостаточности в 1933 г по сравнению с 1932) в 1933 году составляет 1451 человек или около 10% от умерших, для которых причина смерти указана. «Скрытая» зафиксированная смертность от голода в 1933 году составляет 10% от умерших, для которых смерть не указана или порядка 1334 человека.
 

И так, с учетом численности сельского населения Днепропетровскоой области в современных границах на 1 января 1933 года 1398,1 тыс., резюмируем.

В 1932 году по самым завышенным оценкам на селе от голода умерло 478 человек из числа тех, для кого смерть была зафиксирована. Что составляет 4,7 % от числа всех зафиксированных умерших. При известной смертности 17,1 в Днепропетровской области в современных границах в 1932 г. на селе умерло 23,9 тыс. человек, следовательно, от голода умерло 1,1 тысяч. Избыточная смертность от голода в 1932 году на селе составляет 0,8.

В 1933 году по самым завышенным оценкам от голода умерло 9004 человека из числа тех, для которых смерть была зафиксирована. Это составляет 32 % от числа всех зафиксированных умерших. От последствий голода в 1933 году умерло 2785 из числа тех, для которых смерть была зафиксирована, что составляет 10 % от числа всех зафиксированных умерших.

Превышение смертности 1933 года над 1932 по всем оценкам составляет порядка 2,8 раз, а общая смертность в 1933 году оценивается как порядка 47,9. Таким образом, в Днепропетровской области в современных границах на селе в 1933 г. умерло порядка 67 тыс. человек, следовательно, от голода умерло 21,4 тысячи, а от последствий голода – порядка 6,7 тысяч. Избыточная смертность от голода в 1932 году на селе составляет 15,3, а от последствий голода – 4,8.
Tags: голод, голод 1932-33, статистика, украина
Subscribe
promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments