varjag_2007 (varjag_2007) wrote,
varjag_2007
varjag_2007

Голод 1932-33 годов в Днепропетровской области (в современных границах)

Originally posted by nazar_rus at Голод 1932-33 годов в Днепропетровской области (в современных границах)
Довелось мне в одной из дискуссий пообещать оппоненту дать модель голода 1932-33 годов на примере одной из областей Украины. Ну что ж, попробуем это сделать на примере Днепропетровской области (в современных границах). Тем более, что по самой области (в границах 1933 года) ранее давались оценки урожая на примере яровой и озимой пшеницы.


 
Сначала, мы обратили внимание на то, как представляется ситуация в научно-исследовательских работах. Действительно, по голоду 1932-33 года на Востоке Украины (в том числе и по Днепропетровской области) была защищена диссертационная работа [1].

Посмотрим, какие данные представляет автор. Прежде всего, автор утверждает, что «...Зі свідчень однак випливає, що найстрашніша ситуація склалася у березня 1933 р....» [1, с. 13]. Очень интересно, вот только эти «свидчення» противоречат динамике смертности 1933 года, опубликованной Т. Харьковой [2]. Согласно графиков, пик смертности в Киевской и Харьковской областях пришелся на июнь месяц. Кто врет? Или в Днепропетровской области был какой-то «не такой» голод?

Далее, диссертант указывает, что «...голодом були вражені 49 районів Дніпропетровщини...» . Здесь следует отметить, что на 1933 год для Днепропетровской области указывается всего лишь 44 (прописью – сорок четыре) района [3]. Ну, хорошо, еще было 4 горсовета (рады), которые в своем составе также имели сельрады, но в любом случае, общее число административных единиц на 1933 год было 48, а никак не 49. Тем более, что днепропетровские историки опубликовали фотокопию списка районов, для которых отмечены факты заболеваний по причине голода (так в документе) – приложение к информационной сводке Днепропетровского обкома КП(б)У о фактах голода и голодной смерти [4, с. 1222]. В этом списке наличествует 29 районов (прописью – двадцать девять). Автор, судя по всему, этот список знает, поскольку достаточно точно приводит ниже список районов Днепропетровской области, наиболее пораженных голодом (для области в современных границах это Павлоградский и Межевской районы).

Нуда, немножко не ту циферку диссертант поставил, вот такие вот «очепятки» досадные получаются в диссертационных работах.

Наконец, автор указывает «...внаслідок відсутності будь-якої допомоги смертність весною 1933 р. порівняно з попереднім 1932 р. збільшилася, в середньому, з 13,9% до 17,1%. Як свідчить динаміка смертності, Дніпропетровська область протягом 1932 – 1933 рр. втратила 242,9 тис. осіб...» . Вот эта цитата поставила в тупик. Во-первых, смертность можно, конечно, измерять в процентах (обычно определяют в промилле, т.е. число умерших на 1000), но вот то, что весной 1932 года смертность была 13,9 процентов, т.е. почти 14 человек на 100 или 139 человек на 1000 – это, извините, из области фантастики. Тем более что есть соответствующие документы. Например, докладная записка «О мероприятиях по оказанию помощи районам с повышенной смертностью и заболеваемостью» заведующего Днепропетровским Облздравотделом Шрайбера от 23 февраля 1932 г. [5]. Действительно тов. Шрайбер отмечает «значительно повышение смертности и заболеваемости на почве недоедания». Вот только цифры – совсем другие. Смертность за 1 квартал 1932 года по области он приводит как 3,8 (на 1000 населения). Разница между 3,8 промилле и 13,9 процентов как-то впечатляет. За весь же год по области тов. Шрайбером смертность указывается как 17,1 (для сельской местности – тоже 17,1) промилле. Для 1931 года Шрайбер указывает смертность по области 13,9, а по сельской местности – 14,3.

Не верите зав. Облздравотделом? Хорошо, есть докладная записка секретаря Днепропетровского КП(б)У на имя Косиора (в ЦК КП(б)У) и Чубаря (в Совнарком УСРР) [6], где указывается: «... Коэффициент смертности за 1932 год по сравнению с предыдущим также увеличился с 13,9 по 17,1 по области...» – прерываем цитату – о братите внимание на цифры – а теперь, продолжаем цитату: «.../на 1000 душ населения/...». Вот так лихо диссертанты фальсифицируют показатели.

Опять не верите? Хорошо, можете посмотреть фотокопию таблицы природного прироста населения Днепропетровской области за 1932 год от ОблУУНХО, где цифры – абсолютно те же [4, с. 1205]

Кстати, насчет «відсутності будь-якої допомоги» – видимо, в рамках этого отсутствия тов. Шрайбер предлагает [5]: немедленно развернуть пункты питания для детей и школьников, и дает четкую раскладку по ежемесячной норме продуктов для этих пунктов, требует развернуть дополнительные лечебные пункты с выделением коек и постельного белья, более того, требует развернуть дополнительные койко-места для голодающих в санатории под Орловщиной, указывая на катастрофическую нехватку медицинских работников требует от Наркомздрава прислать дополнительно 100 врачей, требует развернуть дополнительно детские дома и, внимание, ночлежные дома. И прописывает, какие под все это необходимы суммы денег. И, думаете, он просто требует? Нет, указывает, что уже сделано (напомню, на дворе февраль и голод только начинается во всем своем ужасе) своими силами – в 4 наиболее пораженных голодом района направлены группы врачей, в 20 районов направлена из средств Облздрава продовольственная помощь, а, кроме того, указывает, что сделано непосредственно по районам. Кстати, в своем письме секретарь компартии Днепропетровской области отчитывается о таких же мероприятиях и выступает с темиже требованиями к ЦК и СНК [6]. Вот такое вот «отсутствие какой-либо помощи».

Но, тем не менее, цифра озвучена – всего по области за два года «потеряно» 242,9 тыс. человек. И, снова не понятно, что значит «потеряно»? Это всего умерло за два года или умерло только от голода за два года? Как хочешь, так и понимай.

Если исходить из этой цифры и учитывать, что численность населения Днепропетровской области в границах 1933 года на 1 января 1933 года составляла 3836,6 тыс. человек, то эта самая «потеря» за два года составляет порядка 6 % (прописью – шести процентов) населения.

Если брать в современных границах (районы Днепропетровской области 1933 года, вошедшие в состав современной Днепропетровской области), то численность населения составляет 2147,6 тыс. человек или порядка 56%. Следовательно, «потери» 1932-33 годов области в современных границах – порядка 136 тыс. человек.

В принципе, можно и посчитать. Смертность на 1932 год из документов нам известна – 17,1, население – известно. Таким образом, всего за 1932 год для Днепропетровской области в современных границах умерло порядка 36,7 тыс. человек. По поводу 1933 года – все гораздо сложнее. Точных данных по смертности нет. Если мы возьмем данные смертности в 1933 году для Украины С. Уиткрофта [7] – 66,7 (кстати, по Уиткрофту смертность в 1932 году по Украине составляет 23,3, но лично я предпочитаю оперировать документами непосредственно по области, а не оценками), получаем 143,2 тыс.

Интересно, получается, что за два года в Днепропетровской области в современных границах всего умерло 179,9 тыс. человек. А вот, исходя из данных г-н Пшеничного, «потери» составляют 136 тыс. Получается, что за два года от различных причин (исключая голод и его последствия) умерло 43,9 тыс. человек (без учета того, что смертность Уиткрофта может быть завышенной)? Естественная смертность 20,3? За два года?? Это порядка 10 за год??? Фантастика!!! Да в современной Украине за первое полугодие текущего года смертность составила 15,9 [8] (кстати, Днепропетровскую область на 1931 год уже перегнали ... в отрицательную сторону ... и догоняют 1932).

Так что, врет г-н Пшеничный. А его «потери» 242,9 тыс. человек – это в лучшем случае общее количество умерших за 1932-33 год для территории современных Днепропетровской, Запорожской, а также куска Херсонской и Кировоградской областей.

И все-таки, какие же были потери Днепропетровской области в современных границах от голода?

Об этом далее.

1. Пшеничний Т.Ю. Голод 1932-1933 років в Україні (на матеріалах південно-східних областей): автореф. дис... канд. іст. наук: 07.00.01, Державний вищий навчальний заклад "Переяслав-Хмельницький держ. педагогічний ун-т ім. Григорія Сковороди". — Переяслав-Хмельницький, 2008. — 18 с.
2. Харькова Т. Сколько жизней унес голод? // http://demoscope.ru/weekly/2003/0101/tema02.php
3. Дніпропетровщина в цифрах. Статистично-економічний довідник Дніпропетровської області. Харків: ДПЕВ Господарство України, 1934. – 151 с.
4. Національна книга пам’яті жертв Голодомору 1932-1933 років в Україні. Дніпропетровська область. Дніпропетровськ: АРТ-ПРЕС, 2008. – 1248 с.
5. Государственный архив Днепропетровской области (ГАДО) – Ф. Р-2240, Оп. 1, Д. 75, Л. 19 – 25.
6. ГАДО – Ф. Р-2240, Оп. 1, Д. 75, Л. 43 – 44.
7. http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/economics/staff/academic/harrison/archive/hunger/deaths.xls
8. http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2011/ds/pp/pp_u/pp0311_u.html
Tags: голод, голод 1932-33, мифотворчество, украина, фальшивка
Subscribe
promo varjag_2007 сентябрь 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 105 comments