?

Log in

No account? Create an account
Записи Друзья Календарь Личное дело Предыдущая Предыдущая Следущая Следущая
29 апреля 1939 г. самолет "Москва" за сутки совершил перелет из СССР в США - И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
Хроники Рагнарёка
varjag_2007
varjag_2007
29 апреля 1939 г. самолет "Москва" за сутки совершил перелет из СССР в США
Двадцать восьмого апреля 1939 года, на взлетной полосе подмосковного Щелковского аэродрома замер в готовности к прыжку через океан двухмоторный самолет КБ С.В. Ильюшина ЦКБ-30 (ДБ-3). К полету готовились двое – командир экипажа летчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки и штурман Михаил Харитонович Гордиенко.
Самолет ЦКБ-30 "Москва"

 

    Владимир Константинович Коккинаки – с 1935 года бессменный летчик-испытатель КБ Ильюшина. Это он дал путевку в жизнь таким всемирно известным самолетам, как Ил-2, Ил-10, Ил-18, Ил-62 и многим, многим другим. Он поставил на крыло более семидесяти типов опытных самолетов.

Владимир Константинович Коккинаки

    Он первым «проветрил» и ЦКБ-30, провел все летные испытания. Судьба этого самолета в чем-то схожа с судьбой АНТ-25. Так же как и знаменитая туполевская машина, которая перед триумфальными перелетами через Северный полюс в Америку прошла испытание дальневосточным перелетом, ЦКБ-30 к двадцать восьмому апреля 1939 года имел в своем активе рекордный перелет из Москвы во Владивосток. Именно за этот перелет на расстояние семь тысяч пятьсот восемьдесят километров, состоявшийся летом 1938 года, В.К. Коккинаки и А.М. Бряндинский получили звание Героя Советского Союза.

Владимир Константинович Коккинаки (слева) и Александр Матвеевич Бряндинский

    После перелета на Дальний Восток летчики приступили к подготовке перелета в Америку, однако их планы нарушила гибель Бряндинского. Отдавая дань его памяти, познакомлю Вас с некоторыми фактами, пусть даже, на первый взгляд, и не имеющими отношения к перелету за океан.
    В конце сентября 1938 года совершил перелет из Москвы на Дальний Восток женский экипаж в составе В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой на самолете «Родина».

Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова (слева направо) у самолета «Родина»

    Полет этот ( особенно его последняя часть) проходил в плохих метеоусловиях, практически без радиосвязи и закончился тем, что, если называть вещи своими именами, экипаж заблудился и, выработав горючее, сел на болоте в районе поселка Керби.

Карта перелета АНТ-37бис (ДБ-2Б) "Родина"

    Поисковые самолеты многие дни бороздили небо над тайгой. Прошло девять суток, прежде чем летчик М.Е. Сахаров обнаружил «Родину». К самолету тянулись наземные поисковые группы, был высажен воздушный десант (сесть рядом с «Родиной» в болото было невозможно), летчицам с самолетов сбросили все необходимое для жизни в тайге.
    Четвертого октября Сахаров, который второй раз вылетел к месту вынужденной посадки женского экипажа, стал свидетелем катастрофы. Вот, что он рассказал: С высоты я увидел «Дуглас» ДС-3, ходивший над «Родиной» на малой высоте, на юго-востоке – ТБ-3, круживший над небольшой долиной. Видимо он не вышел точно к месту посадки и искал его. «Дуглас» подходил сзади к ТБ-3 все ближе и вдруг, крылом отрубив у него хвост, в глубокой спирали пошел к земле и, упав, взорвался. ТБ-3 направился вверх, сделал половину петли, в верхней ее точке опустил нос и в перевернутом положении – на спине, круто пикируя, врезался в землю. В момент, когда он перевернулся вверх колесами, из него выпало четыре комочка, над которыми раскрылись парашюты. Из «Дугласа» не выпрыгнул никто.
    Печальный итог этого тяжелого происшествия: спаслось четверо, погибло шестнадцать человек.
    А страна ликовала. Алым кумачем щедро задрапировали дома, грохотала медь многочисленных оркестров, сияли счастьем лица. И митинги, митинги, митинги - во славу мудрого вождя и его храбрых дочерей. И никто из ликующих не догадывался даже, что в тайге среди обломков двух самолетов разбросаны тела шестнадцати погибших.
    Получив соответствующий приказ, летчик П. Генаев на летающей лодке МБР-2 сел на реку Амгунь и забрал с места катастрофы тела героя Гражданской войны комбрига Я. Сорокина и Героя Советского Союза А. Бряндинского. Они были доставлены в Комсомольск-на-Амуре и похоронены там. Останки других четырнадцати человек были просто-напросто брошены в тайге. Только в 1969 году, через тридцать лет после катастрофы, благодаря письму школьников из поселка Дуки, сообщивших о том, что в тайге охотниками найдены разбитые самолеты и человеческие останки, последние были преданы земле, а по материалам краевого партийного архива установили фамилии погибших.
    Вот при таких печальных обстоятельствах советские ВВС лишились своего флагштурмана, а Коккинаки - напарника для полета за океан. Назначенный на место погибшего М.Х. Гордиенко приступил к подготовке отложенного до весны следующего года перелета.
    Еще пара слов о самолете ЦКБ-30, названном "Москва".

Самолет ЦКБ-30 (ДБ-3)

    Самолет ЦКБ-30 (ДБ-3) чисто сухопутная машина. И если при перелете на Дальний Восток весь маршрут пролегал над сушей, теперь большая часть пути лежала над океаном. Проектировщики КБ Ильюшина специально спроектировали и установили на самолет устройства, позволяющие машине в случае вынужденной посадки на воду на плаву. Это были надувной баллон из прорезиненной ткани, установленный в носу самолета, и герметичные баки в крыльях. Надо заметить, что проблему обеспечения плавучести сухопутного самолета пришлось решать, естественно, не впервые. Остроумно поступил, например, американский летчик Говард Юз, готовя свой самолет к кругосветному перелету. Все свободное пространство в крыльях и в фюзеляже он заполнил полотняными мешочками, в которых было зашито двадцать пять тысяч... шариков для пингпонга. Ценой увеличения веса самолета на полсотни килограммов летчик приобрел уверенность в непотопляемости своей машины.
    Итак, в четыре часа девятнадцать минут утра двадцать восьмого апреля 1938 года ЦКБ-30 расстаял в голубом утреннем небе. Заработал штаб перелета.
    Нельзя сказать, что первая половина пути была уж очень тяжелой. Погода и непредвиденные обстоятельства не беспокоили экипаж. Диаметрально противоположным по характеру оказался заключительный этап перелета, причем неприятности нарастали как снежный ком. После пролета Скандинавии самолет попал в зону сильного встречного ветра. Голубое небо стало постепенно заволакиваться облачностью. Появилась болтанка. В районе Лабрадора самолет оказался в объятиях мощнейшей облачности. Командир дает полный газ моторам. Облегченный самолет быстро набирает высоту. Выйти из "молока" удается только когда стрелка высотомера заколебалась на отметке девять тысяч метров. За бортом и, естественно, в кабине - сорок восемь градусов мороза. Кислород на исходе. Могучее здоровье Коккинаки позволяет ему продолжать уверенно пилотировать машину, а Гордиенко уже несколько раз "отключался" - терял сознание из-за кислородного голодания. Надвигается ночь. Под самолетом темная густая масса облаков толщиной девять километров. В этот момент Нью-Йорк передает запрет на посадку: над городом и аэродромом нижняя граница облаков менее двухсот метров. А высота некоторых небоскребов достигает трехсот пятидесяти метров. Экипаж принимает решение вернуться к заливу Святого Лаврентия и там посадить самолет.
    "Москва" заходит на посадку. Вот рассказ самого Коккинаки об этом заключительном этапе перелета:
    Когда высота быле не более двух метров и самолет был уже в горизонтальном положении, я увидел с левой стороны контуры берега с довольно ровной поверхностью. Имея небольшой запас скорости, моментально сделал разворот влево, и почти мгновенно, самолет коснулся земли. Я едва успел крикнуть Гордиенко:
    - Ложись!
    Проскользнув по земле метров сто (Коккинаки сажал самолет с убранными шасси), самолет зацепился правым мотором за какой-то пенек, развернулся вправо и остановился.

ЦКБ-30 "Москва" после сложного приземления

    Сзади за головой у меня хранилась аварийная лодка. В лодке лежал металлический баллон. Все вместе это представляло собой плотный пакет. В тот момент, когда самолет резко задержался на месте, пакет по инерции вылетел и ударил меня сзади по голове. Одновременно с этим штурвал управления двинулся на меня, и я получил удар в грудь.
    В общем получился комбинированный удар.
    Кричу:
    - Гордиенко! Цел?
    - Цел, - отвечает Гордиенко.
    - Ну, значит, приехали. Вылезай!

Коккинаки и Гордиенко вышли на крыло своей машины
    Первого мая советское правительство получило из Нью-Йорка телеграмму: Вылетев 28 апреля в 4 часа 19 минут из Москвы, совершили перелет СССР - Северная Америка по маршруту Москва - Скандинавия - Исландия - Гренландия - Лабрадор - залив Святого Лаврентия. Имел возможность продолжить полет дальше, решили из-за тяжелых метеорологических условий прекратить полет посадкой ночью на острове Мискоу(провинция Нью-Брунсвик). Материальная часть работала безотказно, горючего осталось на полторы тысячи километров...
    В ответ в Нью-Йорк была направлена телеграмма следующего содержания: Горячо поздравляем вас с благополучным завершением выдающегося перелета Москва – Северная Америка. Ваш перелет, покрывший 8000 километров за 22 часа 56 минут, показал, что мужественные отважные советские летчики могут успешно решать труднейшие задачи мировой авиации.Обнимаем вас, желаем здоровья и крепко жмем ваши руки. По поручению правительства СССР В. Молотов. И. Сталин.
    Так посадкой на канадском острове Мискоу закончился этот первый в истории авиации перелет по одному из самых в наши дни популярных маршрутов, связывающих нашу страну с Америкой. За двадцать два часа пятьдесят шесть минут самолет Коккинаки и Гордиенко преодолел почти восемь тысяч километров (шесть тысяч пятьсот пятнадцать километров по прямой).
    Коккинаки и Гордиенко приехали в Нью-Йорк 1 мая, в день открытия Всемирной выставки 1939 года.
Еще в Москве перед самым стартом к летчику подошел советник посольства США и вручил ему письмо для передачи президенту выставки.
    — Куда письмо? В Америку? — улыбаясь, переспросил Коккинаки.
    — Да, в Америку.
    — Есть такое дело! Письмо в Америку будет доставлено сегодня!
    Это был первый в мировой практике случай, когда на почтовых конвертах, отправленных из Москвы в Америку, штемпель отправления и штемпель прибытия корреспонденции имели одну и ту же дату: 28.04.1939.
    В цепочке событий, связанных с перелетом, обращает на себя внимание еще один интересный факт. В 1939 году еще не додумались до многократного присвоения почетных званий, не было тогда четырех- и пятикратных Героев, поэтому вопрос о награждении Героя Советского Союза В.К. Коккинаки за новое выдающееся достижение был решен так: летчика наградили орденом Ленина и медалью "За отвагу" одновременно, одним указом. Случай беспрецедентный в отечественной практике. Решением Международной авиатранспортной ассоциации (IATA) первопроходца удостоили бриллиантового ожерелья "Роза ветров".
...

Теги:

14 комментарии или Оставить комментарий
promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
Comments
teorusa From: teorusa Date: April 30th, 2010 05:04 am (UTC) (Link)
Помню, в детстве читала книгу. Автор вспоминает, как в конце 30-х учился в летной школе, и как курсанты восхищались перелетами советских летчиков. Про Коккинаки пели песенку:

Если надо, Коккинаки
Долетит до Нагасаки.
И покажет он Араки,
Где зимуют раки.

Кто такой Араки - я не знаю до сих пор. В детстве думала, что это такой японский летчик... :))
teorusa From: teorusa Date: April 30th, 2010 07:36 am (UTC) (Link)
Спасибо, теперь буду знать! :))
sk_4 From: sk_4 Date: April 30th, 2010 07:04 am (UTC) (Link)
Спасибо, Мирослава, что напомнили.
Отличный самолёт получился у Ильюшина! После модеренизации известен как Ил-4, основа советской дальней авиации во время Великой Отечественной.


sky_thunder From: sky_thunder Date: April 30th, 2010 08:04 am (UTC) (Link)
Не то чтобы он был лучшим дальним бомбардировщиком своего времени, но оказался в нужное время в нужном месте.
numer140466 From: numer140466 Date: April 30th, 2010 08:24 am (UTC) (Link)
Основа нашей дальней авиации - это скорее "Бостоны". Собственно и в фильме, если учесть, что дело в 1944 году происходит, герои должны летать именно на них, Ил-4 тогда низковысотными торпедоносцами уже не использовали.
l_matveev From: l_matveev Date: April 30th, 2010 04:11 pm (UTC) (Link)
В фильме - Пе-2.
numer140466 From: numer140466 Date: April 30th, 2010 04:36 pm (UTC) (Link)
Ну какой Пе-2 с тупоносыми двигателями(ну хорошо, была небольшая партия с АШ-82), характерной для Ил-4 кабиной штурмана с обширным остеклением, экранированной турелью, к тому же посередине хвостовой балки, наконец, просто значительно бОльших, чем Пе-2 размеров? Силуэт более чем характерен для Ил-4, а уж как его перепутать с Пе-2 можно для меня загадка.
From: (Anonymous) Date: April 30th, 2010 11:34 pm (UTC) (Link)
А разгадка простая. Фильм снимали на монинском Пе-2. В СССР самолетов, полученных по ленд-лизу просто не может быть. Даже в музее. Их все должны были вернуть.
numer140466 From: numer140466 Date: May 1st, 2010 01:34 pm (UTC) (Link)
Самолётик в фильме, мягко говоря, на Пе-2 не похож. Да, самое главное забыл. У Ил-4 ОДИН киль. Т.е. Вы предполагаете, что у монинского Пе-2 отрезали оперение с килями, отрезали двигатели, отрезали кабину, присобачили турель и для полного счастья ещё и хвост новый смастерили?
sk_4 From: sk_4 Date: April 30th, 2010 09:03 pm (UTC) (Link)
Ну нет, Пешка - вот она, голуба
sk_4 From: sk_4 Date: April 30th, 2010 09:38 pm (UTC) (Link)
Вы не совсем правы. "Бостон" (А-20) был близок к Ту-2 по своим ЛТХ, и довольно сильно отставал по дальности от Ил-4. Вот "Митчелл" (В-25), который также поставлялся по ленд-лизу, - это дальний бомбардировщик. Он привосходил Ил-4 по скорости и удобству пилотирования (имел автопилот), но несколько уступал по дальности. Всего в СССР было поставлено 861 В-25ых, а ДБ-3, ставших с 42ого Ил-4ым, было выпущено 4803 штуки. Так что костяк АДД - Ил-4.
Но вы правы с "Бостонами"-торпедоносцами. Глянул статью про наших торпедоносцев http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/torpedos/torpedos.html . В 44ом - основное число побед достигнуто на "Бостонах", хоть есть и на Ил-4ых, но
главным образом на Чёрном море. Но для худфильма это вопрос второстепенный: суровая доля лётчиков морской авиации показана бесподобно.

numer140466 From: numer140466 Date: May 1st, 2010 01:35 pm (UTC) (Link)
Да, Вы правы. Митчелл конечно.
From: ex_polit_mo Date: May 1st, 2010 06:00 am (UTC) (Link)

2010-05-01 10:00.03

Ваш пост попал на страницы информационно-аналитического проекта
Politonline.Ru. Можете убедиться:
http://www.politonline.ru/?area=groupList
14 комментарии или Оставить комментарий