varjag_2007 (varjag_2007) wrote,
varjag_2007
varjag_2007

Category:

140 лет Евгению Патону

Киевлянин, которым должно гордится: 140 лет Патону.

Евгений Оскарович Патон - родился 4 марта 1870 года в Ницце (Франция) в семье русского консула. Окончил Дрезденский политехнический институт (1894) и Петербургский институт инженеров путей сообщения (1896).

С 1896 ― преподаватель Московском инженерном училище путей сообщения, с 1904 ―преподаватель Киевского политехнического института (КПИ). Занимался научными изысканиями по расчету рациональных конструктивных схем металлических пролетных строений мостов, исследовал условия их работы и способы восстановления разрушенных мостов. С 1905 ― профессор КПИ. Автор оригинальных проектов мостов и путепроводов, среди которых - ажурный "Мост Влюбленных" в Мариинском парке Киева (1911).

С 1921 возглавлял мостоиспытательную станцию в Киеве. В 1929 организовал сварочную лабораторию со штатом в пять человек. Учитывая перспективность новох сварочных технологий, в 1934 лаборатория была реорганизована в Научно-исследовательский институт электросварки Академии наук. Итогом первой пятилетки института стало важнейшее открытие ― автоматическая скоростная сварка под флюсом ― революционный шаг в электросварке.

 

 На совместном заседании ЦК ВКПБ(б) и Совнархоза (20.12.1940) было заслушено сообщение Патон о скоростной сварке и практическом значении этого открытия, В итоге было принято постановление о внедрении изобретения на двадцати крупнейших заводах страны и назначении Патон ― государственным советником при Совете Народных Комиссаров СССР.

В июне 1941 вышла в свет книга Патон: "Скоростная автоматическая сварка под слоем флюса". Книгу напечатали за шесть дней - ни одно научное исследование не выходило в свет за такой короткий срок. 21.06.1941 направлен на Уральский завод для решения сложной задачи - сварка брони. Без решения этой технической задачи массовый ускоренный выпуск танков был невозможен. В пути, узнав о начале войны, отправил письмо Сталину: "… В мои годы я вряд ли могу быть полезным на фронте. Но у меня есть знания и опыт, и я прошу Вас использовать меня как специалиста там, где Вы найдете возможным и нужным. Родина в опасности, и я хочу свои последние силы отдать ее защите". По его рекомендации Правительственный Совет по эвакуации перевел Институт электросварки на Северный Урал.

Научные изыскания увенчались успехом. Внедрение автоматической сварки корпусов танков на Уральском танковом заводе в 1942 повысило производительность сварочных работ примерно в 8 раз. Технологии по сварке специальных сталей были внедрены в оборонную промышленность, что существенно повлияло на темпы производства вооружения, танков, бомб и др.

В послевоенные годы возглавил работы по созданию научных основ сварки, широкому внедрению сварки в промышленность; созданию и внедрению в промышленность поточных сборочно-сварочных линий.

В 1945 Патон, специалист в области сварочных работ, далекий от перспективных научных направлений, как ядерная физика, генетика, информатика, был выбран для руководства украинской наукой. Истинные причины назначения знал только узкий круг руководства СССР. Страна стояла на пороге ядерной гонки.

Самым ответственным процессом изготовления корпуса баллистической ракеты, испытывающей при запуске гигантские нагрузки, являлась сварка, обеспечивающая монолитность всей конструкции. Задача изготовления корпусов межконтинентальных ракет Патоном была успешно освоена на Новокраматорском заводе тяжелого машиностроения.

При его участии были спроектированы и созданы первые поточные линии в сварочном производстве, разработана аппаратура для автоматической сварки, созданы индустриальные способы сварки. Быстрее, дешевле, надежнее стали строиться каркасы заводских цехов, цистерны и вагоны, паровые котлы и суда.

Под руководством Патона в 1953 в Киеве построен цельносварный мост через р. Днепр. Во всей этой 1150-метровой громаде нет ни одной заклепки. Он цельносварной. В этом сооружении ― творении Патона ― слились воедино два дела, которым он посвятил свою жизнь: мостостроение и сварка.

Умер и похоронен Патон в Киеве. Научный вклад выдающегося ученого был отмечен высокими государственными и научными премиями и наградами: Государственная премия СССР (1941), два ордена Ленина, 4 др. ордена, а также медали. Имя Патона носит мост через Днепр и НИИ электросварки. Патон по праву считается основоположником научной школы в области электросварки. Патоны — название астероида 27-27.


Tags: личности, память, ссср
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal