В пятницу, 22 июля, польский Сейм во втором чтении принял резолюцию, в которой Волынская трагедия признается геноцидом, совершенным украинскими националистами в отношении поляков.
Как сообщает Telewizja republika, резолюция была принята 432 голосами. Воздержались 10 депутатов, против не проголосовал никто.
В соответствии с решением 11 июля будет отмечаться в Польше как День памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан Второй Речи Посполитой и будут вывешиваться траурные флаги.
Польский парламент считает, что признание геноцида поляков соответствует исторической правде и необходимо для примирения и диалога двух народов. При этом докладчик Майкл Дворчик заявил, что принятие этой резолюции не направлено против украинского народа, потому что Польша не применяет коллективную ответственность.
Во время обсуждения во фракциях в постановление внесли несколько правок. В частности, о том, что жертвами трагедии были в основном польские селяне. «В результате геноцида, совершенного в 1943–1945 годах, были убиты более 100 тысяч жителей II Польской Республики, в основном крестьян. Их точное число до сих пор неизвестно, и многие из них до сих пор не обрели достойного погребения и поминовения. Жертвы преступлений, совершенных в 1940-х годах украинскими националистами, до сих пор не поминаются должным образом, а массовые убийства не названы, согласно исторической правде, геноцидом», — говорится в резолюции.При этом подчеркивается, что гибли и представители других наций и что некоторые украинцы вставали на защиту жертв националистов. Авторы постановления также упоминают об «ответных польских акциях возмездия, которые тоже приводили к жертвам среди мирного населения».
На дебатах по «волынскому» вопросу в Сейме было жарко. Как написал в "Фейсбук" живущий в Польше журналист Ростислав Крамар, который был свидетелем бурного обсуждения, польские законодатели требовали сноса памятников Бандере в Украине, а без этого, говорят, дружбы не будет.
«Это была «полторачасовка гнева». Украинскую власть и греко-католическое духовенство обвиняли в неискренности, двуличии. После этого вечернего чтения в Сейме у меня было такое ощущение, будто я проснулся в другой Польше», — признается Крамар.
А журналист Галина Терещук считает, что постановлением о геноциде «перечеркнуты годы работы» в сфере польско-украинского сотрудничества.
«Польские власти поддерживают документ о геноциде, пытаясь понравиться своим избирателям (правящая партия опирается на поляков, для которых исторические вопросы очень болезненны). Сыграла роль волна героизации Бандеры и ОУН-УПА, к которым в Польше очень неоднозначное отношение. Будет ли обострение между Украиной и Польшей, зависит от дипломатии с обеих сторон», — сказал «Вестям» эксперт по европейской политике Олег Кравченко.
Рядовые поляки по-разному относятся к Украине. Одним не нравятся процессы, происходящее в соседней с ними стране. «Коррупция, конфликт на востоке, любовь к националистам — все это стопорит развитие Украины и вбивает клин в отношениях с Европой. Волынский вопрос, может быть, и не поднимали бы, если бы не «бандеризация» в Украине. Это очень многих в Польше раздражает, во многих семьях погибли предки от рук украинских националистов. Если у вас дальше будут прославлять Бандеру, мы общий язык не найдем», — поделился с «Вестями» своим мнением менеджер варшавского энергетического предприятия Матеуш Весолек.
Другие считают иначе. «Украина сама вправе решать, кому ставить памятники, — считает преподаватель из Кракова Кшиштоф Питлаковский. — Да и Украина — наша броня на восточной границе, мы должны быть союзниками. Ссориться с вами нам невыгодно».
Journal information