?

Log in

No account? Create an account
Записи Друзья Календарь Личное дело Предыдущая Предыдущая Следущая Следущая
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
Хроники Рагнарёка
varjag_2007
varjag_2007
Как мы жили в СССР...
Как мы жили в СССР...
Автор  неизвестен:


Вот еще два мнения о жизни в бывшем СССР.

Итак, мнение блогера Mr Wednesday:
Я довольно часто рассказываю другим про жизнь в Союзе. Я рассказываю, поскольку, особенно молодежь, не знает почти ничего и думает о Союзе какими то пропагандистскими заготовками. Я сразу оговорюсь, что не являюсь поклонником коммунизма, более того, в те годы, я был в какой то степени диссидент, которому не нравился советский строй. Тем не менее, я хочу написать о СССР, о той хорошей стране, которая была у нас, под влиянием того, что я вижу сейчас) С одной стороны, такие воспоминания ностальгичны и приятны, с другой стороны, я пишу, поскольку иногда слышу ну просто бред, на уровне, что тогда не было нечего есть итп. Я не претендую на полный охват всего Союза, как сейчас, так и тогда, было много разных мест, возможно со своими особенностями, страна была большая)



Я не уверен, что уложусь в одну статью, поскольку впечатлений много и если будет вдохновение, буду писать частями, ставить себе в блог. Все же я считаю важно, что бы люди не имели искаженное представление о тех временах. Я напишу так же и то плохое, что было в СССР на мой взгляд. Я пишу о периоде, начиная с 70х годов поскольку, тогда я уже был вполне сознателен) Так же буду рад обьективным дополнениям) Мой опыт тех лет относится к центральным городам некоторых республик и более мелким городам, он не относится к Москве и Ленинграду, поскольку туда я добрался позже) Хотя часть Союза я прожил и в Питере так же и там встретил перестройку, но об этом позже.

Начнем с главного –



Еда в СССР ))

Первое и самое главное, что я хочу сказать – все основные виды продуктов всегда были, и они были хорошего качества в отличии, от современного времени. Это были действительно настоящее молоко, на котором образовывались сливки, хорошее масло.. Советы были в чем до добросовестны и не настолько ушлы, что бы подделывать продукты) Теперь внимании – сложно было купить или «достать», как тогда говорили, только определенные изыски — дефицит, даю вам их несколько примеров, оцените сами важность этих продуктов (кто то может дополнить)

На первое место поставлю шпроты)) ну кто не помнит, как бережено открывали и часто ставили прямо в баночке этот драгоценный продукт который сейчас наверное самый дешевый из всего рыбного)) Шпроты иногда произносилось благоговейно и заветная баночка появлялась на праздничном столе)) Далее идут – сухая колбаса, болгарские консервы, конфеты грильяж, мишка на севере… мне тут сказали что не было мяса, я не любитель мяса, но я не помню, что бы его не было, какое то мясо было всегда, может не было вырезок каких то, может мясо было ну не супер, может к вечеру раскупали, но я вспоминаю, например супа не было без мяса, само понятие «суп» в целом означало, что там плавают чьи то останки) В столовых, а тогда очень много питались в столовых, это было по своему модно, мясо было всегда. Считалось, что «без мяса это не еда», я с этим не согласен)) но пишу обьективно, народ ел мясо)) А ну даже вели рыбный день в общепите, это был четверг по моему) Но ясно, что и в четверг, за свои деньги оно было)

Были все виды сезонных овощей. Была нормальная картошка, капуста и другое. Никто не покупал яблоки на штуки)) Я думаю если бы в те времена некто подошел и сказал – «взвесьте мне 2 яблока», то подумали бы что человек издевается или тронулся умом, как можно покупать 2 яблока?)) Ну брали килограмм минимум. Все эти продукты были не дорогие, молоко яблоки и другое, я сейчас не помню цен, ну в копейках все. Цены были фиксированные, никто не мог продать дороже, гос цены менялись редко, оставаясь одинаковыми годами. Я не говорю, что был рай или что не было проблем, проблемы были, но многие тогдашние проблемы, выглядят просто мило, на фоне современных проблем) Кушать было всегда есть (каламбур), это было не дорого и доступно каждому.

Всегда был хлеб черный, белый, булочки, мороженое, простые конфеты… кабачковая икра)) Вот красная и черная икра, были дефицит) Из хлебобулочных, дефицита я не припомню. Еще дефицит был жевачка) ее попросту в союзе не было. ну для детей это было пределом мечтаний и каждый ребенок знал, что у иностранцев есть жевачка) западная жизнь для детей ассоциировалась с жевачкой, у подростков ассоциировалась с джинсами и пластами (виниловыми пластинками).



Теперь об одежде

В СССР были все виды одежды. Одежды ассортимент бы небольшой, она была иногда может неказистая, но в принципе вполне добротная. Не было поблеем ни с обувью ни с другим, единственное, что был дефицит на западную одежду в основном из соц стран, поскольку кап страны были далековато в то время от нас. Вообще запад казался неким раем, где все ходят в джинсах и слушают классную музыку и у каждого по заветному гарнитуру) Где у каждого автомобиль!! (ну ничего себе). Очень много людей слушало западные голоса и тайно или явно, мечтало об их шмотках или сьездить в Болгарию или Польшу… поездка в ФРГ и тем более в США, это для большинства было совершенно нереально и те, кто там были, их воспринимали как богов. Америка казалась раем, я кстати так не понял, почему мы так думали)) Аааа ну потому что там были джинсы)) Крутой парень, это был тот, у кого были джинсы, длинные волосы, и «японский» кассетный магнитофон (китайская мыльница), это реально было «ценностью», ну а что у большинства из нас была квартира, молоко и прочее, ну никто не думал об этом, поскольку это было нормой. Ну про квартиры я чуть позже расскажу.

Самая большая ошибка советов, я считаю, была в том, что они не показали реальную жизнь на западе. Если бы советы действительно показали или дали ощутить, что такое запад, никакой перестройки не было. Перестройка началась в основном из за того, что все были в иллюзии, что «вот там» хорошо. Надо отдать должное ЦРУ, они сработали качественно, одна из основных причин краха СССР — было не отсутствие продуктов жилья и прочего, а была просто глупая мечта, вера в США. Как это не смешно или не парадоксально. Сейчас, отьезд за рубеж, уже не воспринимается как нечто мистическое замечательное. На западе полно трудностей и очень спорно говорить, что там хорошо, это очень спорно, хотя понятно, что кто то живет, но многие и вернулись, а кто то просто банально не может вернуться, завязнув там.



Перестройка не началась как революция, собственно никто ее и не ждал, даже и США)) Перестройка не началась что нечего было есть в стране, все жили совершено обычно. Перестройка началась как некий позитивный клич, как начало новой эпохи, как улучшение того, что есть, а не как борьба с тем, что есть. Мы привыкли к стабильности, многое не нравилось, но это не касалась быта, в основном. Подросло новое поколение на «Голосах Америки» в том числе и Горбачев)) Люди просто не знали, что такое реальное США, что такое рынок итп, все думали «что вот, заживем хорошо». Я позже напишу свое отношение к этому, поскольку, наверное нужна целая глава. Сейчас, новое поколение просто не знает что было, конечно, если люди думают, что нечего бы есть, ну тогда сейчас действительно рай) Но я жил тогда и то, что происходит сегодня в быту… очень сложно сказать, что сейчас лучше... Я скажу что быт скорее был лучше тогда, не сейчас. Это обьективно. Есть те другие плюсы минусы, позже может суммирую, но в целом тогда было лучше.



Что касается дефицита, то вспоминать это очень трогательно и классно) Понимаете, как сказал тогда Райкин – «пусть будет все, но пусть чего то не хватает» дефицит был изюминкой советского общества)) Понимаете, это делало жизнь веселее) дефицит не был чем то давящим, припечатывающим, это была некоторая обывательская мечта и собственно, если не разрушение много хорошего, мечта вполне безобидная) По сути, в СССР было все, была необходимая мебель одежда и прочее, просто не было, чего то необычного) Из воспоминаний – одна женщина «блатная», поехала за границу в кап страну (оо мечта…) и на валюту купила красивую зановесочку в ванну) Вот примерно на таком уровне, была нужда в СССР) Или в фильме «с легким паром» когда она меряет сапоги, вот такое было очень-очень типично. Точно так же как очень типично там получение новой квартиры, это не новогодняя сказка, это действительно происходило.



Квартиры в СССР

Люди получали от государства жилье бесплатно. Конечно, все это было не запросто, квартира вещь серьезная, стояли в очередях годами, но получение квартиры была реальность. Так же как было реально увеличение жил площади растущей семье – получение более большой квартиры взамен существующей. Квартиру мог получить фактически почти любой и получали их все – молодые специалисты, во многих случаях им давали льготы, семьи, молодые семьи, матери одиночки, директора и прочее. И 250 процентов квартиры получали строители, просто иди на стройку, работай, получай зарплату и через 5 лет будет еще и квартира, ну по крайней мере, я знал таковую ситуацию и реальных людей, кто так получили квартиры. Так же меньше, но строили кооперативы, мать одиночка, 120 р зарплата, выплатила кооператив даже не так долго и платила где то 10-15 лет, 2х комнатная, в центре, крупный город Союза.

Так, в целом, на квартиры не копили, квартиры получали от государства. Коммунальные услуги были вполне приемлемые цены. Изюминка с квартирами была по следующей схеме – насколько быстро ее можно получить (а вот мой начальник, прохиндей, уже через 2 года получил, а мы все стоим в очереди). – Какой она будет площади (у нас две детей, нам нужна трехкомнатная). Далее уже шли разговоры, у кого какой этаж, балкон итп (у них там лоджии…) Было много новостроек и новоселий ситуация в с легким паром была очень распространенная в те годы. Типовой дом – да, типовое строительство, в котором в основном все живут и до сих пор.

На квартиры не копили, копили на машины…

(Конец первой части)

Конечно же, много о чем можно рассказать — школа, институт, армия, работа, заводы, профкомы, путевки в пионер лагеря, дома отдыха, лечение, диссиденты, общение разных национальностей итп, какие были дети, все очень вызывает светлые воспоминания) Ну и рассказать, что же не нравилось мне в Союзе по настоящему) Но сказать, что был плохой быт, мне кажется очень сложно) В конце концов, там тоже были богатые, которые жили богато)

А вот мнение другого блогера, Эдуарда Р.:



Что мы ели в СССРе

Захотелось тоже приложить руку к мемуарным текстам о советском прошлом.Просто интересно стало освежить память.На момент кончины СССР мне исполнился 21 год,помнить,по идее,должен.Самое интересное,что же мы кушали.Ведь родился я в самой что ни на есть глубинке.Шахтёрский городок на Урале,50 тыс.жителей.Хуже нас вроде нигде не было.

Снабжением горожан заведовал Отдел Рабочего Снабжения(ОРС).В него входили:овощебаза,овощехранилище,цех пивобезалкогольный и все магазины.

Помню себя лет с четырёх.По дороге из детсада мы с мамой заходили в "Хлебный".Меня спрашивали какие конфеты купим сегодня?Я выбирал или Каракум или Красный мак,мама брала грамм 100.Ещё были шоколадные трюфели из изысков,шоколадные же медали в фольге.Конфеты с белой помадкой как то не нравились.Шоколад родители чередовали с гематогеном,но тоже ничего.Ещё из того времени запомнились большие красные круги сыра.(в оболочке).

Ближе к школе(76-77 где то)шоколад и сыр кончилисьНадолго воцарилась эрзац"Алёнка"и ирис в плитках.Но "буревестники"и "ромашки"были.С тех пор я перестал быть сладкоежкой.

Что с фруктами?Арбузы,дыни,виноград в сезон были всегда.И ОРС поставлял и гости с юга.Бананов не было.Груши ели свои-"северянка".

Вообще,натуральное хозяйство было развито чрезвычайно.Все держали "сады"и сажали картошку.Картофель это отдельная песня.Сажали по многу,впрок.Однажды мы посадили 8 соток и случился Урожай.Я помнится чуть не помер,копали весь день.По осени старый картофель раздавали заводчикам свиней.

Свиноводство было также повсеместным.Видимо поэтому с мясом реально проблем не было.Когда дед колол хрюшку она полностью шла в дело.Из головы буженина,кости на холодец,ливер на пирожки,желудок и кишки шли на вкуснейшую кровяную колбасу.С прокормом живности проблем как то не было.Многочисленные столовые с помоями, были шефами животноводов.А ещё комбикормовые заводики в окрестных колхозах и серый хлеб по 14 копеек за буханку.

Ещё держали кроликов.Тоже мясо.А я всё детство проходил в кроличьих шапках.Огромное количество шкурок пропало.Шубы кроличьи не модные были что ли?

Моей святой обязанностью была доставка молока домой.Ежедневно я таскал по шесть бутылок.Если в штатах пьют пиво из холодильников,мы с отцом пили молоко из холодильника,утоляли жажду.Чай в семье пила только мама.

Самое популярное блюдо у нас была жареная картошка на сале с мясом под какие нибудь соления хреновины.После такой еды молоко не рекомендовалось, приходилось пить морс из чёрной смородины.



Ещё одна загадка того времени.Не было у нас майонеза.Ведь чего проще-уксус и яичный порошок.Не было.А сметана была.

В очередях постоял конечно всласть.Когда "выбрасывали"сосиски сардельки копчёности.В одни руки то по полтора кило давали,вот и вырывали меня из забав уличных мамы,бабушки.

Кстати не болели.Зимой под -25,сбросишь свой заячий треух и клетчатое пальтишко,авось ОРЗ какое,от школы отмажешься и дальше в хоккей.Нифига,облом.

Короче жили как то не хуже,а иначе чем ныне.Про атмосферу общественную тоже интересно,но это другая история.

Спасибо что прочитали.






96 комментарии или Оставить комментарий
promo varjag_2007 september 14, 2015 14:01 71
Buy for 300 tokens
Вы все знаете, что все годы существования моего блога мой заработок не был связан с ЖЖ. Т.е. я не была связана и не имела никаких обязательств материального характера ни перед какими политическими силами и различными группами, кроме дружеских уз и благодарности знакомым и незнакомым френдам,…
Comments
(Deleted comment)
goodvin_vu From: goodvin_vu Date: May 29th, 2016 09:40 am (UTC) (Link)
Просто люди помнят виденное и свои ощущения, а придумки советского отдела ЦРУ конечно слышал каждый, но не видел и не щупал, от того и не отложилось.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
maxim_vk From: maxim_vk Date: May 29th, 2016 09:48 am (UTC) (Link)
сапоги меряла Верочка в "Служебном романе" (для уточнения)

"Не было у нас майонеза." за 50-60е говорить не могу, но такого чтобы не было майонеза, не помню.. Откуда интересно стеклянные баночки в 250 мл называют майонезными?

Edited at 2016-05-29 09:57 am (UTC)
nikolay_zaikov From: nikolay_zaikov Date: May 29th, 2016 10:02 am (UTC) (Link)
+++Не было у нас майонеза.+++

Вапще не было, так вот совсем не было, что советские майонезные банки люди до сих пор в хозяйстве используют.
hrebet1 From: hrebet1 Date: May 29th, 2016 09:59 am (UTC) (Link)
Мясо/колбаса/рыба = как и копчёности были в изобилии на базаре и колхозных рынках -- но дороже, нежели в магазине (и в "голодном" Поволжье так-же, да-да!).
Дефицит всегда можно было достать (особенно в портовых и прибрежных городах) -- при наличии денег. Деньги можно было заработать (если оклада не хватало) калымя -- летом; работа была разнообразная: начиная от сбора фруктов/овощей в колхозах и садах, и заканчивая ремонтом/побелкой (наружно) домов.
Дефицит, если рассматривать метафизически, всегда был маленьким праздником для Души, сродни мини-НГ (Новому Году), не как сейчас -- можно ВСЁ купить, отчего наступило пресыщение, которое вылилось во всяческие извращения и мерзость.
Люди были добры и отзывчивы друг к другу. Конечно, случалось всякое, но, как правило -- по-пьяни, впрочем, как и всегда. Но это была редкость редкостная.
ТВ было, конечно, унылое, но по выходным и праздникам случались, опять-же, мини-НГ, когда показывали хорошие фильмы, концерты, передачи. Поэтому эти моменты ждали, и радовались как дети ёлке и мандаринам на НГ. У меня в семье существовал целый ритуал: когда (по понедельникам, кажется) из почтового ящика, с ворохом подписных газет и журналов, доставалась программа передач на неделю -- я садился за стол, и подчеркивал самые-самые интересные телепрограммы (мама научила). Для меня это было сродни какому-то магическому действу.. :) С тошнотворной помойкой, называемой "Телевидение" (с начала 90-х и по сей день)сравнивать, в принципе, невозможно. Поэтому, как только познакомился с компьютером и интернетом (в 2005 г.) телевизор "выкинул с балкона", на мусорку. Сейчас достаточно просмотра пары минут в Ютубе какго-нибудь "шоу", чтобы констатировать, что я поступил правильно.
А уж поход в кинотеатр на какой-нибудь французский/итальянский/румынский/ГДР-югославский и, изредка, американский фильм -- это вообще отдельная тема. Какие жаркие обсуждения были на следующий день во дворе или в школе, м-м-м..
Да, было времечко..

Edited at 2016-05-29 10:01 am (UTC)
kazak_ixbt From: kazak_ixbt Date: May 29th, 2016 12:09 pm (UTC) (Link)
Ой, не говорите...
Бывало, получишь заказ с баночкой красной икры--и идёшь домой довольный, словно мамонта врукопашную завалил... ^_^ А сейчас: зашёл-купил, да ещё и носом покрутил--не хочу икру горбуши, хочу форелевую! Тоска, в общем ;)
hippy_end From: hippy_end Date: May 29th, 2016 10:14 am (UTC) (Link)
А это, как с туземцами: забрали базу - землю и самостоятельность, взамен дали - замечательно красивые бусы и штаны с галунами (а раньше-то из НЕ было!!!)

И все радуются, не нарадуются: какие мы теперь красивые, не то, что раньше - вон, в шкурах обработанных ходили с когтем на шее вместо шикарных штанов и разноцветных стекляшек

Бывает же )

ks_sam7 From: ks_sam7 Date: May 29th, 2016 11:41 am (UTC) (Link)
Радости как раз стало гораздо меньше. На детей посмотришь - какие-то все несчастные, ничто их не радует.
ett_al From: ett_al Date: May 29th, 2016 10:41 am (UTC) (Link)
Плохо то, что в своих мемуарах у многих перемешиваются 60-70-80е годы. Я хорошо помню где-то с начала 80-х. Уже тогда, чтобы купить молоко, надо было идти с бидоном к 6 утра, а потом кипятить его в кастрюле. Мясо было только на базаре, потому что называть мясом эти жуткие суповые наборы, или синих кур просто невозможно. Дефицитом был нормальный чай (со слоном). Не проблема купить грузинский или краснодарский, но и чаем назвать это было нельзя. В качестве более менее применимого эрзаца шел "чай № 36" - смесь грузинского с индийским. Дальше - больше. В 88 году я уже жил на юго-западе Москвы в общаге и тогда уже к нам приезжали "корованы" из Рязани и прочих мест, бабки выскакивали из Икарусов и ПАЗов с сумками на колоесах и скупали все - от спичек до консервов. Кстати о консервах, на всю жизнь остался в памяти вкус килькив томате и еще помню в рыбных отделах жуткие ледяные блоки мороженного минтая - параллелепипеды из прессованной рыбы, с каждой грани на тебя глядят сотни мертвых рыбьих глаз.
Что еще? На выпускном в 90 году (когда сестренка заканчивала школу) на весь город были три вида туфель и почти все выпускницы носили один из трех вариантов. Кстати о джинсах: было насколько я помню несколько вариантов - уродские советские (не помню где шились), чуть получше "прибалтийские", еще более качественные индийские и наконец "настоящие" монтаны, техасы и прочие ли райдерсы.
вот как-то так. И тут один товарищ обозвал японские магнитофоны китайскими мыльницами - это не так.
mkavster From: mkavster Date: May 29th, 2016 11:39 am (UTC) (Link)

О дефиците чая в 80-х не помню. Вы наверное путаете с началом 90-х. Тогда действительно чай было не достать. Только грузинский, в котором чая было 50%, а остальное солома.


Ещё был дефицит сигарет. Помню как кореша бычки стреляли, а особо курящие вообще с асфальта на остановках подбирали. Но это тоже в начале 90-х.


В конеце 80-х помню дефицит картошки, как стоял в километровых очередях. Мясо так же было сложно достать. Но при этом морозилки у всех были полностью забиты мясом, курями и т.п. и действительно как борща с супом, так и второго без мясного не припомню.


При всем при этом на рынке всего этого было завались - и картошки и мяса и молока.... Почему предпочитали стоять в километровых очередях, не понимаю.

ks_sam7 From: ks_sam7 Date: May 29th, 2016 11:45 am (UTC) (Link)
Похожие ощущения, недостатки были и что-то очень не нравилось, но оно не стоило того, чтобы уничтожать такую страну как СССР.
Ещё удивляет, что вот у нас в Самаре, Куйбышеве тогда, очень скромно жили, а вот СССР многие с теплом вспоминают, а вот в Прибалтике и той же Украине жили гораздо сытнее и богаче нас, но столько негатива выплёскивается в адрес страны за счёт которой жили.
mkavster From: mkavster Date: May 29th, 2016 12:04 pm (UTC) (Link)

Вы не путайте то что выплескиваеься из сми и воспоминания людей

Tatyana Rumyantseva From: Tatyana Rumyantseva Date: May 29th, 2016 12:25 pm (UTC) (Link)
В ряде городов талоны на масло/мясо были уже в 70-ые. Причем, структура питания тогда была другой - нам не хватало 400 грамм в месяц на человека, сейчас мы столько не съедаем не из экономии, а просто не надо. Мясо да, можно было купить на рынке, но существенно дороже.

Про овощи/фрукты. Садовые участки люди брали именно для выращивания овощей/фруктов. Мои родители зарабатывали очень неплохо по советским меркам, детей - двое, для нас всегда покупали яблоки, остальное - как повезет, но мне мама как-то сказала, что вволю фруктов/ягод они поели только после первого урожая на даче (они достаточно поздно взяли участок).

Удобной обуви в СССР было очень мало. Что можно купить обувь и не разнашивать, а сразу носить - я узнала только в конце 90-х.

Квартиры. Как повезет. У нас в Университете преподавал историю КПСС весьма пожилой профессор, он жил в общежитии. Ну ладно, там я не знаю подробностей - мало ли, может на старости лет от жены ушел. Но вот друг отца - работал на заводе не первый год, правда, в СКБ (не рабочий), его жена - преподавала в ВУЗе, детям (разнополым!) 15 и 8 (примерно), жили в хрущевской однушке, чтобы получить квартиру, отцу семейства пришлось на год идти работать на стройку (была такая программа в 80-х). Мамина подруга, тоже работала на заводе сначала мастером, потом - освобожденным парторгом цеха, жила со взрослым сыном в однокомнатной хрущевке и _получила_ квартиру только в 2000-х.
mikeb_2006 From: mikeb_2006 Date: May 29th, 2016 01:04 pm (UTC) (Link)
Ужас какой - на год на стройку! Сейчас чтобы купить квартиру, приходится всей семьей продаваться в ипотечное рабство на десятилетия, причем без всяких гарантий.
From: hekt01 Date: May 29th, 2016 12:28 pm (UTC) (Link)
Зеленой колбасы не помню от слова "совсем", но как уже было написано - срез вареной колбасы как-то загрублевал что-ли. Чай - помню полки с зелеными упаковками - грузинский если не вру. В городе были, конечно, проблемы с завозными продуктами - с той же колбасой, консервами и прочее. Очереди за ними были всегда. Город(ХМАО) был доступен летом водой (собственно ей и завозили основное) и авиацией. Зимой были "зимники" до ближайшей ж/д станции было 200 км.
Дополнительное обеспечение было - у каждого крупного предприятия/подразделения были свои с/х "службы" - свиньи, коровы, куры. У некоторых были и пекарни, лесопилки и может чего еще. В городе были свои молокозавод и пивзавод. Молоко было почти всегда (либо из фляг либо из бочек уличных), летом в бочках был квас, пиво. Отлично помню как мы выбирались в "поход" на велосипедах брали в магазине бутылочных квас "колос" если не ошибаюсь и тушенку. Шло на "ура". Потом я видел банки с импортной тушенкой большие такие с огромным количеством кожи - ни в какое сравнение, конечно, не шло.
Столовых было много - еда меня устраивала (правда редко там питался). С мороженым были "проблемы" - фактически оно было только в кафе. Отец, когда мотался в Тюмень в командировку, всегда привозил оттуда в 3х литровой банке мороженое.
С одеждой, понятно, было не очень. Школьную форму покупали летом в Горьком (Нижний Новгород ныне) - и там были проблемы с размерами, но всегда находили нужную. Качество - хватало на 2 сезона (если брали "на вырост". Кстати - весьма не хилая вещь была.
From: billy_shears_67 Date: May 29th, 2016 01:13 pm (UTC) (Link)
Как рожденный в СССР, согласен с автором почти во всем.
From: billy_shears_67 Date: May 29th, 2016 01:23 pm (UTC) (Link)
Хочу добавить про "золотую молодежь" того времени.

Подъехать к школе или институту на папиных "Жигулях" или "Волге" - это было, наверное, примерно то же самое, что сегодня появиться на тюнингованной в хлам Ламборгини в сопровождении золотых "гелендвагенов".

Уточнение: сам я к ЗМ не отношусь (родился и воспитывался в достаточно простой по советским меркам семье), но учился в спецшколе, потом в "престижном" ВУЗе, и феномен наблюдал невооруженным глазом, так сказать.

Edited at 2016-05-29 01:24 pm (UTC)
mychere From: mychere Date: May 29th, 2016 02:02 pm (UTC) (Link)
Что касается снабжения, то более менее хорошо жили Москва, Питер, закрытые (номерные) города, БАМ, южные (курортные) города.
Моя юность прошла в Свердловске(Екатеринбурге). У нас талоны на масло, колбасу были с 73-74 года. Любимая первоапрельская шутка школьников-балбесов - сказать маме, что в магазине масло дают без талонов.
Мяса в магазинах не было вообще. Маме диабетику полагалось на месяц 3 кг говядины, 2 кг гречки. ЗА этими продуктами она ездила в специальный магазин в районе жд вокзала. Еще выручала наша служебная собака(черный терьер). Клуб служебного собаководства с мясокомбинатом договорился и можно было для собак купить обрезки. Мы их дома разбирали - что получше себе, что похуже собаке. Собаку мы купили в 73 году. Щенка надо было поить молоком. Я вставала в 6 утра и шла в молочный магазин занимать очередь. Магазин открывался в 7 утра. ЗА полчаса разбирали всю молочку. Потом целый день магазин продавал маргарин и принимал пустые бутылки.
ДА много чего можно написать. Одни только "макулатурные" книги чего стоят. Дети мои не могут поверить, что надо было 20 кг макулатуры сдать, чтобы купить хорошую книжку.
Что не отнять у СССР - это хорошей системы образования. Учили хорошо, качественно. После института было распределение, и можно было совершенствоваться в своей профессии.
sandello1973 From: sandello1973 Date: May 29th, 2016 02:53 pm (UTC) (Link)
Разберемся, что касается макулатуры...
Семья наша (Папа-мама-двое-пацанов) выписывала: "Правду" (официальная газета, полезная вещь), "Комсомольскую правду" (потом перестали), "Московский комсомолец" и "Пионерскую правду". Батя получал журналы "Радио" и "Техника молодежи", позже, когда дача появилась, еще что-то вроде "Приусадебного хозяйства", не помню, как точно назывался. Мама получала "Работницу" и "Крестьянку". Мы с братцем (ну, читал больше я) - "Пионер", "Юный натуралист", потом вместо него "Юный техник". И журнал "Квант". В 80-е добавились "Новый мир" и "Знамя". Роман-газета не выписывалась, но часто покупалась.
И Вы таки думаете, что набрать 20 кило макулатуры было проблемой? Не было еще никакого интернета, бумагу читали. Залежи старых газет были в любой абсолютно квартире. То, что их можно было не сжечь, а сдать на полезное дело - это замечательно.
moralistvs From: moralistvs Date: May 29th, 2016 08:37 pm (UTC) (Link)
Ну конечно. Если правду чуть отполировать, немного умолчать о не очень приглядных сторонах советской жизни, то картина получиться более менее пристойная. Плюс к этому добавим способность нашего мозга задвигать на задворки памяти плохое и "выставлять" на вид хорошее и вуаля... А правда, ну кому она нужна... Ведь приукрашенная правда с "примесями" куда лучше укладывается в картину мира нынешних поклонников советского периода. Правильно сказал человек, успешный как в СССР, так и в современной России, "Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца, а у тех, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы".
lexmach From: lexmach Date: May 30th, 2016 04:17 am (UTC) (Link)
Согласен на все 100!
96 комментарии или Оставить комментарий