?

Log in

Записи Друзья Календарь Личное дело Предыдущая Предыдущая Следущая Следущая
Украинский кризис с точки зрения пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева - И свет во тьме светит, и тьма не объяла его Page 2
Хроники Рагнарёка
varjag_2007
varjag_2007
Украинский кризис с точки зрения пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева

Несмотря на шок, который весь мир испытывает от событий на Украине и вокруг неё, многие писатели и учёные их предсказывали. А теория Льва Гумилёва так и вовсе по пунктам объясняет всё, что сейчас происходит


Август 2014-го. Донецк. Каких-то полгода назад такие страшные картины существовали только в головах писателей. И учёных...

Недавно прочитал изданный в 2009 году фантастический роман Глеба Боброва «Эпоха мертворождённых». Да фантастический ли?.. Когда сегодня я просматриваю новостную ленту о событиях на Украине, меня не покидает чувство, что я продолжаю чтение этого романа. Ибо луганчанин Бобров описал войну между Новороссией (в романе она названа «Восточной Малороссией») и Украиной. Причём некоторые подробности разительно похожи на реальные события. Кстати, в недавнем интервью Бобров с сожалением признал, что события развиваются по предсказанному им сценарию.

И если бы в роли пророка выступил только Бобров… В последние годы вышло сразу несколько книг – и публицистических, и художественных – на эту тему.

Конечно, разбирающийся в вопросе человек мог всё это предсказать. В том числе и потому, что в нынешнем украинском кризисе задействованы законы этногенеза (процесса зарождения, развития и распада этнических общностей, этносов), которые сформулировал Лев Гумилёв, а интуитивно ощущают многие. (Между прочим, премьер-министр ДНР Александр Бородай – сын друга и последователя Гумилёва философа Юрия Бородая. Многозначительное совпадение…) Во всяком случае, положения теории Гумилёва помогают разобраться, что сейчас происходит на Украине и вокруг этой страны.

– Самые тяжёлые моменты в жизни этноса (а значит, и в жизни людей, его составляющих) – это смены фаз этногенеза, так называемые фазовые переходы. Фазовый переход (переход из одной фазы в другую. – Прим. авт.) всегда является глубоким кризисом, – говорил учёный, автор пассионарной теории этногенеза (ПТЭ).

По Гумилёву, этнос – это прежде всего одинаковый стереотип поведения, отличающий его от других этносов по принципу «свой – чужой». Изменение уровня пассионарности этноса в течение фазового перехода заставляет его части менять эти стереотипы. Тогда наступает раскол этнического поля. Очередной такой раскол наш этнос и переживает сегодня. Зримо он проявился в 1991 году, с развалом СССР. Плоды его мы пожинаем и сегодня, и не только на Украине.

Как на территории Западной Украины образовалась химера

Фазовый переход не всегда, но часто сопровождается расколом этнического поля. Для Российского (тогда ещё Восточнославянского) суперэтноса первый такой раскол произошёл чуть ли не в момент его рождения от пассионарного толчка XIII века, когда мир Древней Руси был разорван между Литвой и монголами. Тогда-то и образовались великороссы, а также малороссы и белороссы – этносы единого Российского (или иначе – Евразийского) суперэтноса, оказавшиеся в чуждом католическом окружении. И отношения между великороссами, с одной стороны, и двумя этими этносами – с другой (хотя тогда они все называли себя русскими) – были не всегда братскими. Достаточно вспомнить, что белорусы перерезали русских раненых после Куликовской битвы, а про запорожских казаков во время Смуты на Руси пели песню: «Запороги – вороги».

Галицко-Волынское княжество (территория нынешней Западной Украины) пыталось отколоться от Русского мира ещё в пору распада Восточнославянской общности. С тех пор Галиция до 1939 года, когда она была присоединена к СССР, никогда не входила в состав России. Тем не менее многие галичане, находясь в составе Австро-Венгрии, отстаивали своё право говорить «на правильной московской мове» и называться русскими. В годы Первой мировой войны австрийцы устроили настоящий этноцид, расстреливая прорусски настроенных галичан и тысячами загоняя их в концлагеря.

Так на территории Западной Украины окончательно сформировалась так называемая химера – этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплиментарность, то есть отношение друг к другу) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам.

Лев Гумилёв говорил:

– Вы знаете, вот между поляками и украинцами нет комплиментарности, комплиментарность отрицательная. На наш взгляд, они казались, эти украинцы (особенно западные), очень похожими на поляков. Но как они друг друга ненавидели!

Гумилёв сравнивал химеру с коммунальной квартирой – когда под одной крышей (на одной территории) вынуждены проживать люди, многие из которых друг другу неприятны.

Как химера породила антисистему

За последние 23 года химера, образованная на территории Западной Украины, в той или иной степени распространилась на территорию всей страны. Бывших русских, называющих себя «украинцами», которых тянет на Запад, из года в год становилось всё больше. И в итоге – сегодня именно они пришли к власти. В целом на Украине столкнулись два суперэтноса с отрицательной комплиментарностью – Российский и Европейский.

«Когда два разных (этнических. – Прим. ред.) ритма накладываются друг на друга, – писал Гумилёв, – возникает своего рода какофония, воспринимаемая людьми как нечто противоестественное, что в общем-то и правильно. Но тогда люди начинают не любить вмещающую их географическую среду, искать выхода при помощи строгой логики и оправдывать свою ненависть к миру, устроенному так неудобно».

Это часто проявляется в мятежах и войнах, ведущихся порой со страшной жестокостью, что доказала, скажем, Волынская резня 1943 года, когда украинские националисты из ОУН уничтожили десятки тысяч этнических поляков (и не только их). Это доказывают и сегодняшние события – только уже не на Западе, а на Востоке Украины.

Иногда химеры порождают антисистемы. Что это такое? Подробно об этом феномене мы писали в «НВ» от 11.09.2013, а вкратце можно сформулировать так: антисистема – системное сообщество людей с негативным мироощущением. И на Украине антисистема появилась. Как всегда, в разных обличьях, но с одной сутью – стремлением к разрушению.

– Антисистема вытягивает пассионарность из этноса, как вурдалак, – отмечал Лев Гумилёв. – Её цель – не созидание, то есть усложнение системы, а упрощение, то есть перевод живого вещества в косное, косного – путём лишения формы – в аморфное, а это последнее легко поддаётся аннигиляции, являющейся целью поборников антисистемы.

Самой первой антисистемой на Украине было униатство. И, конечно, оно до сей поры сохраняет свой негативный потенциал. Даже в Ватикане к нему относятся с подозрением. Окормляемые униатами оуновцы совершали во время и после Великой Отечественной войны страшные преступления. А теперь за ними тянется «Правый сектор» – тоже типичная антисистема.

Что противостоит химере и антисистеме

Однако есть фактор, до сих пор поддерживающий Российский суперэтнос в относительной целостности. По Гумилёву, это православие. Не только православная вера сама по себе, но и православная культура. Это удержало русский этнос от распада в XIII и XVII веках, возможно, удержит и теперь.

– Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю, – говорил Гумилёв.

Read more...Collapse )

Гумилёв яростно отрицал всяческий национализм:

– Мало сказать, что любой национализм слеп. Надо всячески разоблачать его вредоносную сущность, его коварные приёмы психологической обработки. Конечно, как и во всех сферах жизни, на национальных отношениях сказались перекосы сталинистской политики, издержки застойного времени. Однако не будем закрывать глаза на то, что и сегодня есть группы людей, заинтересованных в сохранении межнациональных трений, готовых ради своей выгоды покуситься на святая святых – дружбу народов.

Теги: , , , , , , ,

63 комментарии или Оставить комментарий
Comments
Page 2 of 2
[1] [2]
masterbooom From: masterbooom Date: August 20th, 2014 04:12 pm (UTC) (Link)
Поскольку речь идет об этносах, не лишне задать вопрос, принадлежал ли сам Лев Гумелев к еврейскому этносу, т.е.были ли родители его Анна Ахматова и/или Николай Гумилев евреями?
From: karpion Date: August 20th, 2014 04:47 pm (UTC) (Link)
Человек может принадлежать к этносу независимо от родителей. Начните ис изучения понятия "гер".
masterbooom From: masterbooom Date: August 20th, 2014 04:21 pm (UTC) (Link)
И мне вот что удивительно.
Вот после распада СССР на Украине было раздолье для спецслужб США, Великобритании и Израиля.
Они ставили себе задачи по взращиванию ненависти ко всему русскому.
Технологии манипуляции сознанием были упешно внедрены.
У власти встали открыто либо проамериканские, либо произраильские (что ктати часто совпадает) царьки - Порошенко, Яйценюк, Коломойский с Корбаном, которые натравливают задурманенный украинский народ на родственный русский.

Зачем нужно начинать вести этот мутный, имеющий слабую научную базу пассионарный дискурс?
Зачем это - пытаться подгонять псевдонаучную теорию этносов, когда все намного проще?
Дали денег, внедрили технологии манипуляции сознанием. Всё.
Боитесь искать виноватых?

From: karpion Date: August 20th, 2014 04:47 pm (UTC) (Link)
Цари бессильны перед объективными законами.
livejournal From: livejournal Date: August 20th, 2014 04:30 pm (UTC) (Link)

Украинский кризис с точки зрения пассионарной теории

Пользователь honsu2 сослался на вашу запись в своей записи «Украинский кризис с точки зрения пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева» в контексте: [...] Оригинал взят у в Украинский кризис с точки зрения пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева [...]
zloj_cynik From: zloj_cynik Date: August 20th, 2014 05:03 pm (UTC) (Link)

гумилев и негумилев

Вот как цитата Гумилева - так все в точку. Как интрепретация, так сразу видно, какие учебники читаны.

Просто один пример:

Однако – и здесь нам опять придётся уйти в глубь веков – в 1595 году под давлением польских властей и иезуитов возникла та самая Украинская грекокатолическая униатская церковь. Это пробило страшную дыру в русском этническом поле. Перешедшие в униатство православные быстро потеряли чувство своей принадлежности к Русскому миру. Они перекинулись на Запад (хотя тот принял их, кривя губы). А с Европейским суперэтносом, как уже было сказано, у Российского суперэтноса никогда не складывалось.

Униатская церковь возникла как решение проблем реформации и религиозных войн.
Как известно, польская часть Речи Посполитой была истово католической. В Литве же преобладали православные и вредные протестанты(в пику польской короне магнаты Литвы привечали себе неплохо их) - кальвинизм, арианство, лютеранство в самой Польше.
В Европе (просвященной, мать ее) как раз запылали костры и факелы.

И тут Папа Римский поставил Корону перед выбором - или контрреформация, или санкции. А какая контрреформация, если у тебя большая половина страны провославные?

Вот и был найден выход - униатство.
Формальное подчинение Папе, а все службы без изменений(за мелкими теологическими) - та же церковь, тот же поп, тот же язык.

Все! Основная масса даже не заметила, что что-то изменилось, так как массе пофиг, кто сверху - папа или патриарх.

Ну а уже после 3го раздела РП + примерно 50 лет надо было как-то возвращать в русло православия. Только время уже было немного не то, да и топорно работали.

Они перекинулись на Запад в случае с униатством не работало. На запад перекидывались, принимая католичество или протестантизм.
zloj_cynik From: zloj_cynik Date: August 20th, 2014 05:07 pm (UTC) (Link)

Re: гумилев и негумилев

и, кстати, из вредности, Брестская Уния была заключена в 1596, а не 1595.
Вот мелочь вроде? Ан нет, из мелочей складывается впечатление.
livejournal From: livejournal Date: August 20th, 2014 05:46 pm (UTC) (Link)

Искусственно укоренённый раскол

Пользователь awas1952 сослался на вашу запись в своей записи «Искусственно укоренённый раскол» в контексте: [...] указывает [...]
bp21 From: bp21 Date: August 20th, 2014 06:09 pm (UTC) (Link)
Гумилев, конечно, умница. Но вот его интерпретация применительно к современной ситуации в Украине видится провальной. Не учтен тот факт, что цивилизация находится на переходе двух эпох от старого глобального сознания к новому. Поэтому в этом случае проявляются несколько иные законы. Поэтому химерой для России сегодня стала не Западная Украина, а прогрессивно украиномыслящие жители Украины в противостоянии с регрессивно российскомысляшими жителями Украины. Военная агрессия России на Украину резко увеличила число первых (из состава колеблющихся) и сплотила их. И этот процесс идет по нарастанию.

Поэтому тезис "Каковы шансы Российского суперэтноса на преодоление раскола и регенерацию" имеет шансы в будущем лишь в случае, когда слово "регенерация" будет заменено на "рекалибровка". Т.е., российское общество должно качественно поменяться навстречу цивилизационным ценностям, иначе саму Россию ожидает крах.
gorozhanin2012 From: gorozhanin2012 Date: August 20th, 2014 07:10 pm (UTC) (Link)
Благодарю за попытку осветить ситуацию в свете теории этногенеза.
Весьма уважаю Льва Николаевича, однако он всегда был весьма осторожен относительно современных раскладов. И если и делал выводы, то старался держать их при себе.
Не уставал повторять про аберрацию дальности и про то что "большое видится на расстоянии".
И в этот смысле, я с ним полностью согласен.
Но, тем не менее, благо-дарю.
nos_nos From: nos_nos Date: August 20th, 2014 07:25 pm (UTC) (Link)
Спасибо, очень важная вещь.

Да, не прошло ли мимо Вас это


Шествие Крестного пути состоит из 14 "стояний", посвященных страданиям Иисуса Христа в великую пятницу. На этот раз свои размышления на эту тему произносил глава Резекненской епархии. Булис в своем выступлении не избежал политических оценок ситуации на Украине.

"Печально, что по-прежнему свободно вещают лживые российские каналы. Приписывая Украине преступления России, они продолжают промывать людям мозги. Они утверждают, что Украиной правят фашисты, что в Одессе поедали сгоревших людей, что в Славянске был распят мальчик. Они лгут, что пассажирский самолет сбила украинская армия, а не российские террористы", — заявил епископ.

romishnaider From: romishnaider Date: August 20th, 2014 07:52 pm (UTC) (Link)
Люблю Гумилева.
Владислав Годяев From: Владислав Годяев Date: August 20th, 2014 08:24 pm (UTC) (Link)
\Украинский кризис с точки зрения пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева\


бред сивой кобылы. Варяг лучше учебники по исмату и диамату почитала бы, чем гумилевское мракобесие распространять.

Edited at 2014-08-20 08:27 pm (UTC)
pupunia93 From: pupunia93 Date: August 20th, 2014 08:39 pm (UTC) (Link)
Интересный анализ)))
golovan1989 From: golovan1989 Date: August 20th, 2014 09:11 pm (UTC) (Link)
Гумилёв ошибочно возводит во главу угла религию и стереотипы поведения. Во всяком случае, это ошибочно для современности. У религии будущего нет - она свою важную роль в развитии социумов сыграла. А что касается так называемых "западных", "российских", "восточных" и прочих стереотипов поведения, то опять же в современных условиях информационной и культурной глобализации об этом говорить некорректно. Что подразумевается под этими стереотипами?
ee101l From: ee101l Date: August 20th, 2014 10:25 pm (UTC) (Link)
А не было бы Вам слишком затруднительно, цитируя Гумилева, давать ссылки на книги либо публикации его авторства, как делал он? Просто некоторые моменты не всегда понятны тем, кто охватил лишь малую часть творчества Гумилева, как я , например. "Конец и вновь начало" и "Энтогенез" я знаю хорошо, некоторые монографии из истории востока похуже, но многое, процитированное Вами, просто не встречал. Кстати, "Энтогенез" я купил в Одессе, на этой книге до сих пор наклейка с ценником в гривнах. Ирония :)

Просто тезисы о рассеивании пассионарности по окраинам, национализме и православии в понимании вышеуказанных трудов не совсем вяжутся. Ученый может поменять мнение, но он всегда это обоснует. Тем более, что книги Л.Н. Гумилева всегда изобиловали ссылками на источники, порой редкие, но доступные. В общем, если бы этот пост был написан не Вами, а Гумилевым, после каждой цитаты стояла бы цифра в квадратных скобках, с список литературы скушал бы литит поста ЖЖ.

Кстати, описание хазарской химеры из "Энтогенеза" и нынешняя ситуации на Украине во многих вещах коррелируют. А индивиды с вилами так явно напоминают образы монахов в рясах из верблюжьей шерсти во времена иконоборчества Византии, что просто диву даешься. И при этом нельзя не вспомнить описанный им бой последнего богатыря монголов, которого предали западные крестоносцы. История действительно циклична, страшна и назидательна в одно и то же время.
rc56 From: rc56 Date: August 21st, 2014 02:32 am (UTC) (Link)

Насчет Крыма...

Гумилёв считал, что украинский этнос состоит из девяти субэтносов, различающихся и по ландшафту обитания, и по времени вхождения в Украину, и даже по этническому субстрату. Это Буковина, Подолия, Полесье, Крым, Новороссия, Слобожанщина, Закарпатье, Галиция и Северская земля. Причём Крым, Новороссия и Слобожанщина находятся на границе великорусского и украинского этносов. А население Северской земли изначально вообще не было славянским.
Еще раз убедился, что увы, и великие могут ошибаться...
- Никаким это боком Крым не может быть причислен ни к украинскому субэтносу, ни даже к пограничному с ним! Искусственное административно-государственное включение территории полуострова в украинскую республику, а затем - и государство вызывало резкое неприятие у всех его жителей не только в последние 23 года, но и в предыдущие 37.
0_lechim From: 0_lechim Date: August 22nd, 2014 01:27 pm (UTC) (Link)
spasibo. interesno. prochital ot i do.
63 комментарии или Оставить комментарий
Page 2 of 2
[1] [2]