?

Log in

No account? Create an account
Записи Друзья Календарь Личное дело Предыдущая Предыдущая Следущая Следущая
Сегодня 90 лет со дня рождения трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба - И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
Хроники Рагнарёка
varjag_2007
varjag_2007
Сегодня 90 лет со дня рождения трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба
Сегодня Украина отмечает 90-летие со дня рождения настоящего ГЕРОЯ УКРАИНЫ - прославленного летчика Великой Отечественной, трижды Героя Советского Союза Ивана  Кожедуба.

Самый результативный пилот истребительной авиации СССР, мастер наступательного поединка, Иван Кожедуб выполнил в течение Великой Отечественной войны 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и сбил лично 62 вражеских самолёта. Автоматизм его движений в бою был отработан до предела — отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта. Следует добавить, что Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на аэродром.

Родился он 8 Июня 1920 года в селе Ображеевка, ныне Шосткинского района Сумской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и химико — технологический техникум. В 1939 году в аэроклубе освоил У-2. С 1940 года в Красной Армии. На следующий год учился в Чугуевской военной авиационной школе лётчиков, летал на Ут-2 и И-16. Как один из лучших курсантов был оставлен на должности лётчика — инструктора.

К Октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К середине 1944 года Гвардии капитан И. Н. Кожедуб довёл счёт боевых вылетов до 256 и сбитых самолётов противника до 48. 19 Августа 1944 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

К концу войны совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боев и лично сбил 62 самолёта противника. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 64 личные победы ) За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу 18 Августа 1945 года награждён третьей медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военно — Воздушную академию. В период Корейской войны 1950 — 1953 годов командовал 324-й истребительной авиационной дивизией. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1971 года в центральном аппарате ВВС, с 1978 года — в Группе генеральной инспекции Министерства Обороны СССР. Маршал авиации, Депутат Верховного Совета СССР 2 — 5-го созывов. Член Президиума ЦК ДОСААФ. Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( семь ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени. Автор книг — "Служу Родине", "Праздник победы", "Верность Отчизне". Умер 8 Августа 1991 года
.


Выходец из бедной крестьянской семьи, имевшей пятеро детей, прославленный лётчик родился в 1920 году в деревне Ображеевка Сумского уезда. Ваня был младшим в семье, нежданным "последышком", родившимся после большого голода. Официальная дата его рождения, 8 Июня 1920 года, неточна, настоящая — 6 Июля 1922 года. Два года были очень нужны ему, чтобы поступить в техникум...

Отец его был незаурядным человеком. Разрываясь между фабричными заработками и крестьянским трудом, он находил в себе силы читать книги и даже сочинять стихи. Человек религиозный, тонкого и взыскательного ума, он был строгим и настойчивым воспитателем: разнообразив обязанности сына по хозяйству, он приучил его к трудолюбию, упорству, исполнительности. Как — то отец, невзирая на протесты матери, стал посылать 5-летнего Ивана сторожить ночью сад. Позднее сын спросил, к чему это: воры тогда были редки, да и от такого сторожа, случись что, мало было бы проку. "Приучал тебя к испытаниям", — таков был ответ отца. К 6 годам по книжке сестры Ваня выучился читать и писать, а скоро пошёл в школу.

После окончания 7-летки он был принят на рабфак Шосткинского химико — технологического техникума, а в 1938 году судьба привела его в аэроклуб. Нарядная форма учлётов сыграла в этом решении отнюдь не последнюю роль. Здесь в Апреле 1939 года Кожедуб совершает свой первый полёт, испытав первые лётные ощущения. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на любознательного юношу сильнейшее впечатление.

В Чугуевское военное авиационное училище лётчиков Иван Кожедуб был принят в начале 1940 года, где последовательно прошёл подготовку на УТ-2, УТИ-4 и И-16. Осенью того же года, совершив 2 чистых полета на И-16, он, к своему глубокому разочарованию, был оставлен в училище инструктором.

Он много летал, экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство. "Было бы можно, кажется, не вылезал бы из самолёта. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур доставляли мне ни с чем не сравнимую радость", — вспоминал позднее Иван Никитович.

В начале войны сержант Кожедуб ( по иронии судьбы в "золотом выпуске" 1941 года лётчики были аттестованы сержантами ), эвакуированный вместе с училищем в Среднюю Азию, ещё более настойчиво занимается "истребительным" самообразованием: изучает вопросы тактики, конспектирует описания воздушных боёв, вычерчивает их схемы. Дни, в том числе и выходные, распланированы по минутам, всё подчинено одной цели — стать достойным воздушным бойцом. Поздней осенью 1942 года после многочисленных просьб и рапортов старший сержант Кожедуб в числе других инструкторов и выпускников училища был направлен в Москву на пункт сбора лётно — технического состава, откуда попал в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал ветеран Испании Майор Игнатий Солдатенко.

В Августе 1942 года 240-й ИАП в числе первых был вооружён новейшими в то время истребителями Ла-5. Однако переучивание провели наспех, за 15 дней, при эксплуатации машин вскрылись конструктивные и производственные дефекты, и, понеся на Сталинградском направлении тяжёлые потери, уже через 10 дней полк был выведен с фронта. Кроме командира полка Майора И. Солдатенко, в полку оставалось лишь несколько летчиков.

Следующие подготовка и переучивание проводились основательно: в конце Декабря 1942 года после напряжённой месячной теоретической подготовки с ежедневными занятиями лётчики приступили к полётам на новых машинах.

В одном из тренировочных вылетов, когда сразу после взлёта из — за поломки двигателя тяга резко упала, Кожедуб решительно развернул самолёт и спланировал на край лётного поля. Сильно ударившись при посадке, он на несколько дней выбыл из строя и к моменту отправки на фронт едва налетал на новой машине 10 часов. Инцидент этот был лишь началом долгой полосы неудач, преследовавших лётчика при вступлении на ратный путь.

В Феврале 1943 года полк, наконец, был переброшен для ведения военных действий на Юго — Западное направление. Начало карьеры Кожедуба было не слишком удачным. При распределении боевой техники ему достался более тяжёлый пятибачный Ла-5 первых серий, с надписью на борту "Имени Валерия Чкалова" и бортовым номером "75" ( целая эскадрилья таких машин была построена на средства собранные земляками великого лётчика ).
картинка

26 Марта 1943 года он впервые вылетел на боевое задание. Вылет оказался неудачным — во время атаки на пару Ме-110 его "Лавочкин" был повреждён "Мессером", а затем обстрелян зенитной артиллерией своей же ПВО. Кожедуб чудом остался жив: бронеспинка защитила от фугасного снаряда авиационной пушки, а ведь в ленте фугасный снаряд, как правило, через один чередовался с бронебойным...

Кожедуб сумел довести избитую машину до аэродрома, но восстанавление её затянулось на долгое время. Последующие вылеты он совершал на старых самолётах. Однажды его и вовсе чуть не забрали из полка на пост оповещения. Лишь заступничество Солдатенко, то ли разглядевшего в молчуне — неудачнике будущего великого бойца, то ли пожалевшего его, спасло Ивана от перепрофилирования. Лишь месяцем позже получил он новый Ла-5 ( к тому времени его повреждённая машина была восстановлена, однако использовалась уже лишь в качестве связной ).


...Курская дуга. 6 Июля 1943 года. Именно тогда, в своём 40-м боевом вылете, 23-летний пилот открывает боевой счёт. В том поединке на его вооружении было, пожалуй, лишь одно — отвага. Он мог быть подбит, мог погибнуть. Но вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолётами, молодой лётчик одерживает первую победу — сбивает пикировщик Ju-87. На другой день он одерживает новую победу — сбил ещё один "Лаптёжник". 9 Июля Иван Кожедуб уничтожает сразу 2 истребителя Ме-109. Несмотря на нелюбимые истребителями задания по прикрытию наземных войск и сопровождению, Кожедуб, выполняя их, одержал свои первые 4 официальные победы. Так зарождалась слава выдающегося советского лётчика, так к нему приходил опыт.

В Сентябре 1943 года на счету Кожедуба было уже 8 сбитых вражеских самолётов, когда над Днепром разгорелся новый этап ожесточенных воздушных сражений. 30 Сентября, прикрывая переправы через реку, он, по стечению обстоятельств, остался без товарищей и вынужден был в одиночку отражать налёт 18 Ju-87. Бомбардировщики Люфтваффе приступили к пикированию, а некоторые из них даже успели сбросить бомбы.

Атаковав самолёты с высоты 3500 метров, Кожедуб ворвался в боевые порядки противника и неожиданными и резкими маневрами поверг врага в смятение. "Юнкерсы" прекратили бомбежку и встали в оборонительный круг. Хотя в баках истребителя оставалось мало топлива, советский лётчик предпринял ещё одну атаку и расстрелял снизу в упор одну из вражеских машин. Вид падающего в пламени Ju-87 произвел надлежащее впечатление, и остальные бомбардировщики поспешно покинули поле боя.

К Октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиаполка Старший лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника. Он уже на равных дерётся с немецкими асами. В его активе — смелость, хладнокровие, точный расчёт. Технику пилотирования Кожедуб умело совмещает с ведением огня, но перед ним — ещё широкое поле шлифовки боевых приёмов. В книге "Люди бессмертного подвига" есть такой эпизод:

"Гимном мужеству и мастерству Кожедуба стал день 2 Октября 1943 года, когда наши войска расширяли плацдарм на правом берегу Днепра, отбивая ожесточённые атаки противника. Первый раз вылетели девяткой. Кожедуб вёл ударную пятёрку. На подходе к переправе в районе Куцеваловка — Домоткань встретили колонну пикирующих бомбардировщиков Ju-87, в которой каждая девятка прикрывалась шестью Ме-109.

Четвёрка прикрытия сразу же связала боем "Мессершмиттов". Кожедуб во главе пятёрки атаковал бомбардировщики. Противник заметался. Не прошло и минуты, как два "Юнкерса", объятые пламенем, упали на землю. Ведущего сбил Иван Кожедуб, ещё одного — Павел Брызгалов.

В небе началась "карусель". Вслед за первой девяткой разогнали вторую. В пылу схватки, руководя боем, Кожедуб успел сбить ещё и Ме-109. Уже пять костров пылало в районе плацдарма. А с запада снова наплывали "Юнкерсы". Но к месту боя подошла с востока и группа истребителей "Яков". Господство в воздушном бою было обеспечено.

Сбив в этом бою 7 самолётов врага, эскадрилья под командованием Кожедуба вернулась на свой аэродром. Обедали прямо под крылом самолёта. Не успели провести разбор боя — и снова вылет. На этот раз четвёркой: Кожедуб — Мухин и Амелин — Пурышев. Слётанное боевое звено, испытанные в боях побратимы. Задача прежняя — прикрытие войск на поле боя. Однако соотношение сил иное: нужно было отразить налёт 36 бомбардировщиков, которые шли под прикрытием шестёрки Ме-109 и пары FW-190.

- Воюют не числом, а умением, — подбадривал ведомых Кожедуб. Он с ходу сбил ведущего, организовал бой. Отважно дрались и остальные лётчики звена. Врезались в землю ещё два "Юнкерса". Немецкие истребители зажали Амелина. На выручку бросился Мухин. Кожедуб прикрыл его и тут же атаковал соседний бомбардировщик. Ещё один вражеский самолёт нашёл смерть в небе Украины. Это была четвёртая победа Кожедуба за день".

Октябрь стал чрезвычайно напряжённым месяцем для Кожедуба. В одной из схваток он так низко вышел из атаки над пылающим "Юнкерсом", что был подожжён очередью бортового стрелка немецкого самолёта. Только крутое пикирование почти до самой земли помогло сбить пламя с крыла Ла-5. Участились встречи с "охотниками" Люфтваффе, целью которых была дезорганизация советских групп истребителей, отвлечение их из района прикрытия и уничтожение ведущих. Нападали они также на одиночные и подбитые самолёты.

Первая схватка над Днепром на встречных курсах с немецкими асами оставила неприятный осадок в памяти Кожедуба. В лобовой атаке он не успел вовремя открыть огонь, и вражеские снаряды прошли лишь в нескольких сантиметрах выше его головы, разбив рацию и перебив тягу руля поворота истребителя. На следующий день удача была на стороне Кожедуба — длинной очередью он сумел прошить ведущего пары "Мессеров", пытавшихся сбить отставший от своего строя Як-7Б.

15 Октября четвёрка Ла-5, возглавляемая Кожедубом, вновь вылетела на прикрытие наземных войск Несмотря на то, что все лётчики были настороже, два Ме-109 всё же смогли подловить "Лавочкины" во время разворота и внезапной атакой в лоб со стороны солнца сразу подбили два самолёта. Затем, пользуясь преимуществом в высоте, они взяли "в клещи" истребитель Кожедуба, стреляя навскидку из перевернутого положения. Попытки сбросить противника с хвоста не дали результатов, и в конце концов Кожедуб решился на довольно необычный маневр — бросив Ла-5 в крутой вираж, он одновременно выполнил полубочку. Вражеские истребители проскочили вперед, но тут же сделали горку и легко ушли из — под обстрела потерявшего скорость "Лавочкина". В бессилии Кожедубу оставалось только погрозить им вслед кулаком...

В боях за Днепр лётчики полка, в котором воевал Кожедуб, впервые встретились с асами Геринга из эскадры "Мельдерс" и выиграли поединок. Увеличил свой счёт и Иван Кожедуб. Лишь за 10 дней напряжённых боёв он лично сбил 11 вражеских самолётов.

В Ноябре 1943 года 240-й ИАП, длительное время участвовавший в труднейших воздушных боях, был отведён в ближайший тыл на отдых. Полученное время лётчики использовали для лётных тренировок, изучения особенностей вертикальных маневров и многоярусных боевых порядков истребителей. Все новшества Кожедуб заносил в свой блокнот, вычерчивая на бумаге различные тактические схемы. К этому моменту на его счету находилось 26 сбитых самолётов противника, за которые, 7 Ноября он был награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.

В начале 1944 года полк вновь включился в военные действия, поддерживая наступление советских войск на правобережной Украине. В Марте части Красной Армии форсировали Южный Буг. Переправы и плацдармы опять нуждались в прикрытии истребительной авиацией, но немцы, отступая, в первую очередь выводили из строя аэродромы, а полевые площадки были плохо пригодны для базирования самолётов по причине весенней распутицы. Поэтому истребители не могли расположиться ближе к линии фронта и действовали на самом пределе своего лётного радиуса.

В лучшем положении находились подразделения Люфтваффе — бомбардировщики Ju-87 в такой ситуации летали практически безнаказанно, без прикрытия, в случае опасности выстраиваясь в оборонительный круг на малой высоте. В эти дни Кожедуб большое внимание уделял разработке тактики воздушного боя на низких высотах в условиях низкой облачности и серой, однородной местности без каких — либо видимых ориентиров. Позднее он писал:

"Когда нам удавалось встретиться с "Юнкерсами", они становились в оборонительный круг, прижимались к земле. Отбивая атаки — причём не только стрелки, но и лётчики стреляли из пушек, — постепенно оттягивались и уходили в район расположения своих зенитных батарей. Наблюдая за облаками, стелившимися над землей, я вспоминал бои, проведённые на малых высотах, и анализировал тактику действий истребителей, чтобы применить нужные приёмы в условиях новой обстановки и борьбы с "Юнкерсами".

Я пришёл к выводу, что разбить оборонительный круг можно внезапной атакой и надо сбить хотя бы один самолёт — тогда образовывалась брешь. Проскакивая по прямой с небольшими отворотами, надо развернуться и стремительно атаковать с другого направления, атаки производить попарно. Опыт, уже приобретенный мной, позволял прийти к этому выводу".

4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза.

14 Марта шестёрка Ла-5 вылетела к переправам на расстояние, предельное для этого типа истребителей. С бреющего полёта они атаковали над лесом девятку Ju-87. В лобовой атаке снизу Кожедуб сразу сбил один бомбардировщик. Разогнав первую группу немецких машин, советские лётчики напали на следующую девятку. Снова загорелся очередной "Юнкерс" — остальные, поспешно сбросив бомбы, ушли назад. Был подбит и один из "Лавочкиных".

Лейтенант П. Брызгалов направился к ближайшему, брошенному немцамии аэродрому. Однако при посадке его самолёт скапотировал, перевернулся "на спину" и зажал пилота в кабине. В сложившихся обстоятельствах Кожедуб приказал садиться ещё двум лётчикам, и сам показал пример, приземлившись на "живот" в жидкую грязь. Общими усилиями сослуживцы освободили своего товарища из нелепого положения.


Девять звезд на троих. В центре — знаменитый советский маршал Георгий Жуков (вскоре он получит 4-ю звезду Героя), справа от него русский ас Александр Покрышкин, слева — украинский ас Иван Кожедуб

Взыскательный и требовательный к себе, неистовый и неутомимый в бою, Кожедуб был идеальным воздушным бойцом, инициативным и исполнительным, дерзким и расчётливым, отважным и умелым, рыцарем без страха и упрека. "Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции", — так Кожедуб определял основу воздушного боя. Он был рождён для боя, жил боем, жаждал его. Вот характерный эпизод, подмеченный его однополчанином, другим великим асом К. А. Евстигнеевым:

"Как — то Иван Кожедуб возвратился с задания, разгорячённый боем, возбуждённый и, может быть, потому непривычно словоохотливый:

- Вот гады дают ! Не иначе как "волки" из эскадрильи "Удет". Но мы им холку намяли — будь здоров ! — Показав в сторону КП, он с надеждой спросил адъютанта эскадрильи: — Как там ? Ничего больше не предвидится ?"

Отношение Кожедуба к боевой машине приобретало черты религии. "Мотор работает чётко. Самолёт послушен каждому моему движению. Я не один — со мной боевой друг" — в этих строках отношение аса к самолёту. Это не поэтическое преувеличение, не метафора. Подходя к машине перед вылетом, он всегда находил для неё несколько ласковых слов, в полёте разговаривал как с товарищем, выполняющим важную часть работы. Ведь, помимо лётной, трудно найти профессию, где судьба человека более бы зависела от поведения машины.

За войну он сменил 6 "Лавочкиных", и ни один самолёт не подвел его. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы...

В Мае 1944 года командир эскадрильи Капитан И. Н. Кожедуб, имевший уже 38 воздушных побед, получил новый Ла-5Ф — подарок колхозника В. В. Конева. Тот внёс свои деньги в фонд Красной Армии и попросил построить самолёт имени своего племянника, Подполковника Г. Н. Конева, погибшего на фронте. Просьба патриота была выполнена и машину передали Кожедубу.


Ла-5ФН — подарок колхозника В. В. Конева лётчикам 240-го ИАП.

Это был отличный истребитель облегчённого типа с номером "14" и надписями, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту — "Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г. Н.", на правом — "От колхозника Конева Василия Викторовича".


На этой машине Кожедуб в течение короткого времени сбил 8 самолётов противника ( включая 4 FW-190 ), доведя счёт своих побед до 45. Сбил он и несколько известных немецких асов.

Так, через несколько дней после получения самолёта, на участке действия полка появилась группа немецких "охотников" на машинах, разрисованных черепами и костьми, драконами и прочими эмблемами в эдаком виде. На них летали асы, одержавшие немало побед на Западном и Восточном фронтах. Особенно выделялась одна пара — с черепами и костьми на фюзеляжах. В активный бой они не вступали, предпочитая действовать со стороны солнца, обычно сзади сверху. Выполнив атаку, как правило, быстро скрывались.

В одном из вылетов Кожедуб вовремя заметил приближение со стороны солнца пары "охотников". Мгновенно развернувшись на 180 градусов, он бросился в атаку. Ведущий вражеской пары лобовой атаки не принял и ушёл разворотом вверх — на солнце. Ведомый же, не успев повторить маневр своего командира, поздно начал делать боевой разворот и подставил борт своего FW-190 под удар "Лавочкина". Мгновенно вписав в прицел фюзеляж вражеской машины, с намалёванными черепами и костьми, Иван хладнокровно расстрелял его...

После перевода Кожедуба в другой полк, на его "именном" Ла-5Ф воевал сначала Кирилл Евстигнеев, закончивший войну с 53 личными и 3 групповыми победами и ставший дважды Героем Советского Союза, а затем — Павел Брызгалов ( 20 побед ), ставший к концу войны Героем Советского Союза .

В конце Июня 1944 года советский ас был переведён заместителем командира в знаменитый 176-й Гвардейский истребительный авиаполк. Это соединение, первым в Советских ВВС, в Августе 1944 года получило новейшие истребители Ла-7.

К середине 1944 года Гвардии капитан И. Н. Кожедуб довёл счёт боевых вылетов до 256 и сбитых самолётов противника до 48. 19 Августа 1944 года он был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Освоив новый истребитель, Кожедуб с Сентября 1944 года, уже в Польше, на левом крыле 1-го Белорусского фронта, ведёт бои способом "свободной охоты". Сначала он получил 3-пушечный вариант истребителя, а затем пересел на обычный 2-пушечный. Именно этот самолёт с бортовым номером "27", на котором Иван Кожедуб одержал 17 последних побед, сейчас является украшением коллекции Монинского музея авиации.

В течении всего лишь нескольких дней боёв наши лётчики сбили 12 самолётов противника, потеряв лишь 2 своих. Три победы записал на свой счёт Кожедуб. Потерпев столь сокрушительное поражение, немецкие "охотники" были вынуждены прекратить активные полёты на данном участке фронта.

Зимой 1945 года полк продолжал вести напряжённые воздушные бои. 12 Февраля шестёрка "Лавочкиных" провела напряжённый бой с 30 вражескими истребителями. В этом поединке наши лётчики добились новой победы — сбили 8 FW-190, из них 3 — на счету Кожедуба. Наши потери — одна машина ( пилот погиб ).

19 Февраля 1945 года, в бою над Одером, Кожедуб вписывает в свою биографию важный штрих — уничтожает реактивный Me-262, в кабине которого находился унтер — офицер Курт Ланге из 1. / KG ( J ) 54. В тот день, поднявшись в воздух в паре с Дмитрием Титоренко, Кожедуб обнаружил на высоте 3500 метров неизвестную машину, летящую на предельной для "Лавочкина" скорости. Двум Ла-7 удалось незаметно приблизиться к врагу сзади, и далее Кожедуб так описывает этот поединок:


"...Что такое ? В него летят трассы: ясно — мой напарник всё — таки поторопился ! Про себя нещадно ругаю Старика; уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы нежданно — негаданно мне помогли: немецкий самолёт стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолёт, разваливаясь на части, падает".

17 Апреля 1945 года, в пятом за день вылете, над столицей Германии, Иван Кожедуб одержал свои последние победы — сбил 2 истребителя FW-190.

К концу войны Гвардии майор И. Н. Кожедуб совершил 330 успешных боевых вылетов, провёл 120 воздушных боев и лично сбил 63 самолёта противника. За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, 18 Августа 1945 года ему было присвоено звание трижды Героя Советского Союза.

Иван Кожедуб (слева) вручает в августе 1970 года в Москве Золотую медаль ФАИ конструктору Александру Яковлеву. В то время Кожедуб занимал пост председателя Федерации авиационного спорта СССР, а награда была вручена Яковлеву за создание его спортивных самолетов Як-11, Як-18, Як-30 и Як-32.


У каждого лётчика — аса свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба — человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход. Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Все его полёты представляли собой каскад всевозможных маневров — разворотов и змеек, горок и пикирований... Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым. Но при этом и "не подставиться" самому. Ведь в 120 воздушных схватках он ни разу не был сбит !
картинка

Кожедуб редко возвращался из боевого вылета без победы. Но, будучи ярко одарённым, талантливым человеком, в то же время неизменно проявлял великую скромность. Он, например, никогда не записывал на свой счёт сбитый самолёт противника, если сам не видел, как тот упал на землю. Даже не докладывал.

- Ведь загорелся же немец ! Все видели, — говорили лётчики после возвращения на свой аэродром.

- Ну и что... А вдруг он до своих дотянет ? — возражал в ответ Кожедуб. И спорить с ним было невозможно: он упрямо стоял на своём.

Как и многие другие наши лётчики, Кожедуб никогда не заносил на свой счёт и самолёты, уничтоженные им совместно с новичками. Вот один из примеров классической групповой победы, приведённый в его книге "Верность Отчизне":

"...Август 1943 года. Мы получаем приказ немедленно вылететь на отражение большой группы вражеских самолётов. Наша десятка в воздухе. Впереди вижу не менее 40 пикировщиков Ju-87 в сопровождении Ме-109. Прорвавшись сквозь истребительный заслон атакуем "Юнкерсы". Захожу одному в хвост, открываю огонь и вгоняю его в землю... Вскоре "Юнкерсы" улетают, но приближанется новая группа — около 20 бомбардировщиков Не-111. В паре с Мухиным атакуем неприятеля.

Передаю ведомому: — Берём к клещи крайнего, — с двух сторон заходим к бомбардировщику. Дистанция подходящая. Командую — Огонь ! Заработали наши пушки. Самолёт врага загорелся, начал быстро падать, оставляя за собой шлейф дыма..."

По возвращении на аэродром, этот самолёт был записан на счёт Василия Мухина. И таких вот "подачек" в активе Кожедуба было не менее 5. Таким образом, реальное число уничтоженных им самолётов противника значительно больше, нежели официально значится на его личном счету.

Вызывают интерес и строки из книги "Асы против асов" ( Изд. дом "Вече", 2007 ) О. С. Смыслова ( автора ещё одной известной книги — "Василий Сталин. Портрет без ретуши" ). Говоря о Кожедубе он, в частности, пишет: "За период участия в войне Иван Никитович сменил 6 истребителей, записав на свой счёт 62 официальные победы ( из них только Ме-109 — 17, ФВ-190 — 21 и Ю-87 — 15 ), не считая 29 групповых".

Трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель Иван Кожедуб на стадионе "Динамо". Москва, 1946. Здесь ему всего 24 года...

Личных побед, как выясняется теперь, у Кожедуба было несколько больше: М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 64 лично сбитых самолёта. Что касается групповых побед, то вопрос остаётся открытым.

К 64 немецким самолётам, сбитым И. Н. Кожедубом в годы Великой Отечественной войны, следует прибавить, ещё как минимум, и 2 американских истребителя, уничтоженных им в самом конце войны. В Апреле 1945 года заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского В-17, но был атакован истребителями прикрытия, открывшими огонь с большой дистанции. С переворотом через крыло Кожедуб стремительно атаковал крайнюю машину. Тот задымил и со снижением пошёл в сторону наших войск ( пилот этой машины вскоре выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился ).

Полупетлёй выполнив боевой разворот, с перевёрнутого положения, Кожедуб атаковал и ведущего — тот взорвался в воздухе. Несколько позже ему удалось рассмотреть белые звёзды на незнакомых машинах — это были "Мустанги". Однако всё обошлось и Кожедуб, благодаря командиру полка П. Чупикову, не пострадал.

Этот бой был не единственным между советскими и американскими лётчиками...

После войны Гвардии майор И. Н. Кожедуб продолжил службу в 176-м ГвИАП. В конце 1945 года в монинской электричке он встретил 10-классницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным "адъютантом и помощником".

Делегаты XXVI съезда КПСС Народный артист СССР Михаил Ульянов (в центре), генерал-полковник, трижды Герой Советского СОюза Иван Кожедуб (слева) и политический обозреватель газеты "Правда" Юрий Жуков (справа).


Иван Никитович Кожедуб, летчик-истребитель, генерал-полковник, трижды Герой Советского Союза, делегат 25-го съезда КПСС, с молодым пилотом на учениях.

В 1949 году Иван Никитович заканчивает Военно — Воздушную академию, получает назначение на должность комдива под Баку, но В. И. Сталин оставляет его под Москвой, в Кубинке, заместителем, а затем и командиром 326-й истребительно авиационной дивизии. В числе первых эта дивизия была вооружена новыми реактивными самолётами МиГ-15 и в конце 1950 года направлена на Дальний Восток. Там прославленному советскому лётчику довелось принять участие в ещё одной войне.
картинка

С Марта 1951 по Февраль 1952 года, отражая налёты на Северную Корею, дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 "сверхкрепостей", потеряв 52 самолёта и 10 лётчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС.

Строгий приказ командования запретил комдиву вступать в бой лично, и никаких официальных побед он в этот период не одержал. Хотя, по воспоминаниям некоторых пилотов, участников тех давних событий, несколько раз ( разумеется неофициально ), Иван Кожедуб всё же поднимался в воздух...

Но опасность подстерегала лётчика не только в небе: зимой 1951 года он едва не был отравлен поваром: войну вели разными методами. Во время своей командировки Гвардии полковник И. Н. Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации, подготовке и перевооружении ВВС КНР.

Трижды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Иван Кожедуб (слева) и глава бельгийской военной делегации генерал-лейтенант Ж.В. Виварио в кабинах учебного истребителя-бомбардировщика

В 1952 году 326-я ИАД была передана в систему ПВО и переведена под Калугу. С энтузиазмом взялся Иван Никитович за новое для себя мирное дело обустройства личного состава дивизии. За короткий срок были получены и смонтированы 150 домиков для жилья, оборудованы и расширены аэродром, военный городок. Неустроенным оставался лишь быт самого командира, ставшего летом 1953 года Генерал — майором. Его семья, с малолетними сыном и дочерью, ютилась то во времянке на аэродроме, то вместе с десятком других семей в "караван — сарае" — старой даче.

Через год он был направлен на учебу в академию Генерального штаба. Часть курса прошёл экстерном, так как по служебным обстоятельствам задержался с началом занятий.

После окончания академии Кожедуб назначается Первым заместителем начальника Управления по боевой подготовке ВВС страны, с Мая 1958 по 1964 год он был Первым заместителем командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов.

До 1970 года Иван Никитович регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолётов и вертолётов. Последние полёты он совершил на МиГ-23. С лётной работы ушёл сам и сразу...

С должности командующего ВВС Московского военного округа Кожедуб вернулся на должность Первого заместителя начальника Управления по боевой подготовке ВВС, откуда был переведён почти 20 лет назад.

Звездный городок. Торжественное заседание, посвященное Дню космонавтики, на котором председатель Федерации авиационного спорта СССР генерал-полковник, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб (справа) вручил космонавтам медали имени С.П. Королева и дипломы имени Ю.А. Гагарина. Летчики-космонавты СССР (слева направо) Виктор Горбатко, Анатолий Филипченко, Георгий Береговой, Владимир Шаталов, Евгений Хрунов, Герман Титов, Алексей Леонов.

Безупречный воздушный боец, лётчик и командир, офицер, беззаветно преданный своему делу, Кожедуб не обладал "вельможными" качествами, не умел и не считал нужным, льстить, интриговать, лелеять нужные связи, замечать смешную, а порой и злобную ревность к своей славе. В 1978 году он переведён в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году ему присвоено звание Маршала авиации.

Члены военной делегации Пакистана во главе с главнокомандующим армии генералом Яхьей Ханом (справа), посетившие СССР с визитом, и заместитель командующего ВВС Московского военного округа, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб (слева)

Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел: сказывались напряжение военных лет и нелёгкая служба в мирные годы. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 Августа 1991 года, не дожив двух недель до развала великого государства, частью славы которого был он сам.
Источник

Могила Ивана Кожедуба


Памятник Ивану Кожедубу, открытый в этом году на Аллее Славы в Киеве к 9 мая


Теги: , , , ,

22 комментарии или Оставить комментарий
Comments
deadmanru From: deadmanru Date: June 8th, 2010 02:15 am (UTC) (Link)
А чё у такого гарного украинского хлопца, имя москальское Иван?
Русский он был.
From: (Anonymous) Date: June 8th, 2010 03:42 am (UTC) (Link)
Тогда, делить на москалей и немоскалей еще не додумались?
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: June 8th, 2010 05:14 am (UTC) (Link)
Вообще-то это имя еврейского происхождения. А что, вы о героизме судите по имени?
lapis_trubeckoi From: lapis_trubeckoi Date: June 8th, 2010 07:36 am (UTC) (Link)
А чё у такого гарного украинского хлопца, имя москальское Иван?

А спроси у его родителей!
boris_vit From: boris_vit Date: June 8th, 2010 07:39 am (UTC) (Link)
Все мы русские - что хохлы, что москали, что белорусы.
Даже галичане - русские. Только напоминание им этого факта займет побольше сил и времени.
shelmenko From: shelmenko Date: June 8th, 2010 04:16 pm (UTC) (Link)
"Иванко ты Иванко,
сорочка-вышиванка,
высокый та стрункый,
высокий та стрункий,
та й на бороди ямка".

Фольклор тоже "москальская" диверсия против свидомости? :)
boris_vit From: boris_vit Date: June 8th, 2010 07:41 am (UTC) (Link)
Кстати, если кто еще не читал:

А.Исаев. 352 сбитых как путь к поражению:
http://militera.lib.ru/research/isaev_av2/08.html
maratos From: maratos Date: June 8th, 2010 01:08 pm (UTC) (Link)
>>>>>Трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель Иван Кожедуб на стадионе "Динамо". Москва, 1946. Здесь ему всего 24 года...

Он 20-го года рождения. Значит - 26 лет. :)
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: June 8th, 2010 06:21 pm (UTC) (Link)
Там указано дальше, что он приписал себе два года и фактически 22-го года.
Как мой отец - приписал себе год в 1943-м году
From: vborgman Date: June 8th, 2010 01:50 pm (UTC) (Link)
Сегодня в Шостке был митинг по этому поводу. Привезли и поставили у музея Кожедуба МиГ-21. Приехало много гостей (из Кубинки были, делегация Брянской области пожаловала и т.д.). Приехал новый сумской губернатор Чмырь.
Из Киева приехала какая-то "не очень крупная" сошка (фамилию называли, но не запомнил). Еще был Цыбенко от комитета ветеранов. А ждали Януковича. Но Янукович уехал в Турцию. Турция важнее.
Да. Выпустили юбилейную монету с Кожедубом на одной стороне и самолетом на другой. Продавали.
Так что сходите в Сбербанк :)
From: ex_polit_mo Date: June 8th, 2010 02:00 pm (UTC) (Link)

2010-06-08 18:00.02

Ваш пост попал на страницы информационно-аналитического проекта
Politonline.Ru. Можете убедиться:
http://www.politonline.ru/?area=groupList
metaloleg From: metaloleg Date: June 8th, 2010 07:57 pm (UTC) (Link)
Спасибо за интересный рассказ!
am88 From: am88 Date: June 9th, 2010 09:29 am (UTC) (Link)
небольшая неточность в подписи к фото: "однополчане поздравляют Трижды Героя...Апрель1945" В апреле 45-го поздравляли еще Дважды Героя И.Н. Кожедуба.
Но это, конечно, мелочь. Спасибо за пост )
pobresito From: pobresito Date: June 9th, 2010 09:49 am (UTC) (Link)
Спасибо за интересный пост!
mgolovanov From: mgolovanov Date: June 9th, 2010 05:07 pm (UTC) (Link)
хороший текст, спасибо

интересно, что летал на советских самолетах - и бил асов

наверное, Сталин виноват
From: xeus_top_98 Date: June 9th, 2010 09:11 pm (UTC) (Link)

Вы попали в Топ-30 Зиуса!

Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Зиус поздравляет вас, и желает вам хорошего весеннего настроения!
ljournalist_bot From: ljournalist_bot Date: June 10th, 2010 10:10 am (UTC) (Link)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
antioz From: antioz Date: June 10th, 2010 11:42 am (UTC) (Link)
Очень интересный пост, спасибо.
Римма Жарова From: Римма Жарова Date: May 9th, 2011 04:44 pm (UTC) (Link)
Истинно великий ЧЕЛОВЕК!!! Как мало мы знаем про них...
From: russianworld Date: June 6th, 2011 02:45 pm (UTC) (Link)

О Героях былых времён...

Вот ,народ, даю ссылки по человеку о котором сказать ас от Бога ,это значит не сказать ничего! Он родился в Украине,дрался за неё,первую звезду получил в 41,вторую,в 42(!!!).И когда прославленный Кожедуб только начал воевать,этот уже был представлен к третьей звезде в 1943 году"За освобождение Киева",а в 1944 В ЧЕТВЁРТЫЙ раз за освобождение УКРАИНЫ!!!Да и на Московские коврижки он не позарился(а мог,предлагали),вешали б и звёзды на погоны по инерции за былые заслуги и т.д.И ещё,он один из немногих Героев того времени похоронен в Украине.
ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ САМИ(здесь и текстовые док. и видео мат. и радио-очерк)
http://gorod.lugansk.ua/index.php?newsid=1396
http://molodchiy.org.ua/
http://molodchy.ucoz.org/
Это только малая часть.
Всем добра и мира!!!
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: June 6th, 2011 05:20 pm (UTC) (Link)

Re: О Героях былых времён...

Спасибо
From: russianworld Date: June 6th, 2011 08:43 pm (UTC) (Link)

Re: О Героях былых времён...

И Вам спасибо!!!
22 комментарии или Оставить комментарий